Понятие нормативных правовых актов
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..5
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА…………………7
ГЛАВА II НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК ПРАВА………………………………………………………..17
2.1 Понятие нормативных правовых актов………………………….17
2.2 Иерархия нормативных правовых актов. Закон Республики
Казахстан «О нормативных правовых актах»…………………........22
ГЛАВА III ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ……………32
3.1 Закон и его виды…………………………………………………..32
3.2 Подзаконные акты и его виды……………………………............43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
Актуальность исследования. С обретением Республикой Казахстан государственного суверенитета народ Казахстана получил возможность самостоятельно определять свою судьбу. 25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РК. 16 декабря 1991 года принимается Конституционный закон о государственной независимости РК.
В ст.1 Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого, являются человек, его жизнь, права и свободы. В условиях построения правового государства, формирования новой правовой системы принципиально важное значение приобретает разработка множества различных общеобязательных норм и правил, регулирующих человеческие отношения и сформулированных в нормативных правовых актах. В этом отношении разработано и внедрено значительное количество законов и подзаконных нормативных актов. Все эти законодательные акты глубоко проработаны ведущими учеными- правоведами и юристами-практиками республики. Важнейшие их них, как, например, Основной закон- Конституция Республики Казахстан, получили всенародное одобрение на республиканском референдуме.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана не раз подчеркивал о важности укрепления правовой системы. В своем Послании 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» президент говорил о том, что за прошедшие годы значительно укреплен потенциал правоохранительной и судебной системы страны для противодействия криминальным явлениям, охраны жизни и прав наших граждан.
С принятием Конституции Республики Казахстан в 1995 году назрела острая необходимость в научно-обоснованной классификации нормативных правовых актов их иерархии.
Новые конституционные установления несколько изменяют традиционную систему нормативных правовых актов и их иерархию, на вершине которой стоит закон.
В Республике Казахстан с принятием 24 марта 1998 года закона «О нормативных правовых актах» проблемы, связанные с классификацией нормативных правовых актов и их иерархий являются наиболее актуальными и представляют большой научный и практический интерес.
Степень разработанности проблемы. В казахстанской историографии данный вопрос находится в процессе изучения и научного осмысления. О малоизученности данной тематики свидетельствует отсутствие фундаментальных работ и исследований. Тем не менее, актуальность проблематики привлекает внимание отечественных исследователей.
Следует отметить, что отдельные вопросы иерархии нормативных правовых актов затрагивались в статьях и работах казахстанских ученых-юристов Ю.Г. Басина, М. Кул-Мухаммеда, Р.Т. Окушевой, Б.З. Покровского, Г.С. Сапаргалиева, С.Н. Сабикенова, М.К. Сулейменова, С.А. Табанова, Ж. Тлембаева, А.С. Ибраева, С. Зиманова, Ю.Г. Басина и других.
Методологическую основу исследования составляют общие методологические принципы, позволяющие научно и объективно подойти к исследованию иерархии нормативных правовых актов Казахстана, среди которых следует выделить общефилософские методы познания действительности, теоретико-правовые методы познания социально-правовых явлений, такие как принципы историзма, принципы системности, анализа и синтеза, логико-юридический, функциональный, статистический, а также метод контент-анализа, который заключается в изучении и отборе информации.
Цель и задачи дипломной работы. Целью данной дипломной работы является проведение комплексного анализа иерархии нормативных правовых актов в Республике Казахстан.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
- определение понятия и видов источников права;
- определение понятия нормативных правовых актов и их иерархии, а также рассмотрение Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»;
- рассмотрение видов нормативных правовых актов: законов и подзаконных актов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
С момента возникновения общества люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности и взаимодействия выработали множество различных норм и правил, которые направлены на то, что бы сделать жизнь человека более комфортной, безопасной, стабильной и упорядоченной.
Ценность социальных норм заключается в том, что они выступают результатом своеобразного общественного договора об установлении определенных общих правил, которые и призваны упорядочивать жизнь людей.
В теории права широко применяются такие философские категории, как “содержание’’ и “форма”, которые неразрывно связаны между собой. Содержание любого явления всегда носит формализованный характер, а его форма всегда имеет конкретное содержание. Это полностью относится и к праву. Законодательство и право не существует и не может существовать вне формы.
В системе социальных регуляторов нормы права выделя¬ются общеобязательным характером своих предписаний. Эта особенность правовых норм обусловлена формой их выражения. Действительно, сколь бы четкими и ясными ни были их предписания, они останутся лишь упражнениями в области логики или грамматики, пока не примут форму закона, указа, секрета и т. д. В общей теории права формы выражения и закрепления правовых норм определяются как источники права в юридическом, формальном смысле . Такая трактовка источника права в известной мере условна, поскольку данное понятие может иметь также иное значение. Так, под источником права можно понимать социальные факторы, определяющие содержание правовых норм; государство как непосредственную силу, творящую право; источники информации о праве (законодательные памятники, учебники по праву и т. д.).
Приведенное выше определение юридического источника права это результат определенного "соглашения" между юристами (как практиками, так и учеными), призванного избежать многозначности этого понятия. Чтобы подчеркнуть формально-юридический смысл, обычно понятие "источники права" уточняют в скобках понятием "формы".
В.О.Котюк, например, считает, что понятия формы и источника права имеют различное значение и их отожествлять нельзя. По его мнению, термин источники права имеет много значений:
• его понимают как силы, которые создают право, например, источником права можно считать волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть. Они могут иметь материальное и идеальное содержание.
• материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Например, римское право послужило источником для немецкого гражданского кодекса; работы ученого Потье—для французского кодекса Наполеона, Литовский Статут—для Уложения Алексея Михайловича в царской России. Идеи правового государства послужили источником для подготовки новой Конституции Казахстана и иных конституционных законов;
• к источникам права относятся исторические памятники, которые имели когда-то значение действующего законодательства. Например, Русская Правда, которая была основным законом в Киевской Руси, Законы Хамураппи в Древнем Вавилоне.
• под источниками права также подразумевают способы познания права. Например. иногда говорят, что право можно познать из закона .
Выбор термина “источники права” приписывают Титу Ливию, который в своей “истории” называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права.
В прошлом и сегодня к понятию “источники права” подходят по сути, с двух позиций:
1) его понимают как материальный источник права—т.е. откуда идет содержание нормы или правотворческая сила; например, государственная власть, Парламент, Правительство, Президент РК, судебные органы;
2) формальный источник права — способ выражения содержания правил поведения или то, что дает правилу общеобязательный характер.
Многозначность термина “источники права’’ требует от теории права обойти его и заменить иным термином—“формы права”. Формы права—это по сути разные виды права, которые сложились исторически и которые выбирает государство, отличаются они по способу оформления содержания норм права. Это внешняя форма существования содержания норм права.
Таким образом, форма права - это внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, которые официально установлены или санкционированы государственной властью или общепризнанны обществом. “Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу, диспозицию, санкцию, а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых отображена правовая норма. Кроме этого, под формой права иногда понимают способы установления правовых норм (нормативный акт, нормативный договор, cудебный прецедент, правовой обычай ). Для обозначения этого явления используется также термин “ источник права” .
В современной и дореволюционной юридической литературе специалисты практически одинаково подходят к определению понятия форм права, поскольку эти термины использовались еще в Древнем Риме.
Форма права должна быть официально признана государственной властью, или в отдельных случаях, обществом. Это официальное признание наделяет формы права юридической силой. Например, проекты законов и сами законы по своему содержанию и форме могут быть одинаковыми, но закон относится к нормативно-правовым актам, которые обладают юридической силой и всеми чертами форм права. Проекты законов не являются формой права, поскольку не обладают юридической силой. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во- первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
В советский период был опубликован ряд работ, посвященных источникам права. Отметим известный труд С.Л. Зивса «Источники права», где с позиции идеи рассматривались различные источники права. При этом объект нашего исследования остался за пределами рассмотрения . В условиях диктата единой коммунистической идеологии все правовые явления трактовались с классовой позиции, запрещалось обращение к опыту стран, не вписывающихся в жесткие рамки советской идеологии. «Юристы как бы жили интересами выработки правовых категорий социалистической мировой системы, противоположных категориям капиталистической системы. Это коснулось даже международного права, хотя и не разрушило его основных понятий. Что же касается категорий и теоретических понятий внутригосударственного (национального) права, то они интерпретировались если не как противоположные категориям буржуазной юриспруденции, то обязательно как существенно отличные от них» .
Как и вся правовая действительность, источники права изучались с позиции противоборства двух систем – социалистической и капиталистической. Соответственно, социалистическое право признавалось высшим и последним историческим типом права, а его система источников, естественно, считалась наиболее совершенной. Такой подход не давал возможности объективного изучения всей сложной палитры источников права, поскольку в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права являлся нормативный правовой акт. Это отразилось и в терминологии: так в правоведении советского периода понятие «система источников права» обычно заменялось понятием «система законодательства».
Конец ХХ и начало ХХI вв. ознаменовались крушением целой системы управления, централизованной структуры, советской империи. Новые государства, в том числе и наша страна, официально провозгласили идею о построении новых форм управления, социально и рыночно ориентированных, наполненных правовым содержанием. Соответственно возникает необходимость в новых подходах к исследованию правовых явлений. Среди них особое место занимает теория источников права, поскольку сегодня право рассматривается как общечеловеческая ценность, как мера свободы индивида в обществе, как естественный феномен, суть которого – обеспечение жизнедеятельности человеческого общества на основе принципов равенства, справедливости, свободы, гуманизма. Отсюда в источниках права – форме, как правило, нейтральной по своему социально-классовому содержанию – прежде всего проявляются общесоциальные черты права.
Понятие «источники права» довольно многоплановое. Под источниками права рассматриваются и различные социальные факторы, которые определяют содержание правовых норм. В некоторых случаях под ними подразумевают и источники, информации о праве. К примеру, законодательные памятники, учебники по праву, документальные источники в которых содержатся общие сведения о нормах права, – судебные отчеты и комментарии к законам, деликтам или договорам, равно как и сборники прецедентов, созданные частными лицами.
Сюда можно отнести и исторические трактаты, сочинения известных юристов, политиков, мыслителей, которые могут стать источниками для новых правовых норм. К примеру, в римском праве особое место занимали сочинения выдающихся юристов – Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина. Их труды считались источниками права. Для американцев источниками права явились труды крупных английских юристов, поскольку они формулировали нормы, воплотившиеся в судебных решениях и парламентских актах. Сегодня в юридической науке Казахстана существует мнение относительно того, чтобы труды известных казахстанских юристов, оказавших значительное влияние на развитие юридической науки, юридического образования и государственной практики, признать источниками права. Это труды академиков С.З. Зиманова, С.С. Сартаева, М.Т. Баймаханова, Г.С. Сапаргалиева. Думается, что в этом предложении содержится определенное рациональное зерно. Сочинения этих признанных корифеев юридической науки известных всему казахстанскому обществу, содержат идеи, бесценные мысли, на которых может основываться юридическая практика.
В России также известны некоторые юридические конструкции, созданные выдающимися юристами, которые впоследствии закреплялись правом. Яркий пример – творчество выдающегося ученого А.В. Бенедиктова.
Его конструкция оперативного хозяйственного управления получила признание и закрепление в праве. Оно развилось в конструкцию «право хозяйственного ведения», «право полного хозяйственного ведения». Доктрина А.В. Бенедиктова об оперативном хозяйственном управлении была включена в правовую систему, стала формой выражения права в важнейшей экономической жизни общества.
В настоящее время в юридической науке существуют различные подходы к пониманию источников права. Так, отдельные ученые относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты .
Профессор С.С.Алексеев считает, что под юридическим источником права понимают форму выражения правила, сообщающую ему качество правовой нормы, тот «единственный «резервуар», в котором пребывают юридические нормы, форма установления и выражения правовых норм» .
Соглашаясь с тем, что источник права всегда институционализирован в виде той или иной правовой формы, С.С. Алексеев саму эту форму характеризует в виде правотворческой деятельности государства. «Объективированный в документальном виде акт правотворчества, – утверждает автор, – является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования».
По мнению казахстанского исследователя обычного права К.А. Алимжана, «форма права и источник права – нетождественные понятия. Форма права, в отличие от источника права, подразумевает специфический юридический язык (понятийный аппарат), особую систему (подсистему) права, определенную систему и иерархию источников права и иные правовые средства и факторы, в целом определяющие своеобразную интерпретацию правовой материи и оригинальный правовой взгляд (правопонимание). Правовая система всякого общества строится на основе взаимодействия нескольких форм права либо на основе конкретной доминирующей формы права, воспринимающей некоторые элементы других форм».
«Мы поддерживаем последнюю точку зрения и считаем, что форма права и источник права – суть разные понятия. Источник права – категория более широкая, обнимающая весь объективный мир людей с их потребностями, которые порождают определенные общеобязательные нормы. Тогда как форма права есть формализованное (считаем данную тавтологию вполне уместной) оформление этих потребностей в виде официальных документов посредством специальных правотворческих процедур» .
Таким образом, понятие форма права и источник права тесно связаны, но не совпадают. Если форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то источник права - истоки формирования права, с систему факторов предопределяющих его содержание и формы выражения.
В связи с этим источники права можно разделить на материальные, идеальные и юридические.
Материальные - коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в экономических отношениях.
Идеальные - идеологическое осознание законодателем объективных потребностей общественного развития и принятие на этой основе правовых норм.
Юридические - исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
В каждом государстве конкретно определено, какие источники права здесь являются действующими, т.е. официально признанными. Правовые системы современных государств различаются, в частности тем, какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства. Как правило, это зависит от исторических, экономических, политических и других факторов. Кроме того, в каждом государстве существует своя система источников права.
Особенностью системы источников права является то, что она имеет вертикальную структуру, все элементы здесь выстроены по принципу их иерархической соподчиненности, при этом предписания нисходящих источников издаются на основе и во исполнение норм вышестоящих источников. Соподчиненность источников права должна быть обеспечена с помощью юридических механизмов. Такая иерархичность обусловлена требованиями практики. Ее обеспеченность свидетельствует об эффективности государственной власти, ее стабильности. Деформация же такой соподчиненности говорит о слабости государственной власти, о нарушении законности. В случае возникновения коллизий между правовыми нормами данный вопрос решается с позиций системности. Для предотвращения таких коллизий в доктрине и законодательстве каждого государства наработаны специальные приемы юридической техники.
В юридической литературе выделяются следующие источники права.
1). Одним из наиболее древних источников права выступает правовой (санкционированный) обычай - правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев—отсылка к ним в тексте законов. Таким образом, обращение к истории показывает, что на начальных этапах возникновения человеческого общежития в качестве формы объективации норм права выступал обычай. В древнем мире правовой обычай приобретает важное значение, совершенствуется его юридическая форма и элементы юридического действия. Не менее важным свидетельством роли обычая являются кодификации обычного права, в частности в Древнем Риме результатом таковой стали Законы 12 таблиц. В средние века также первенствующее место принадлежит обычаям, судебным решениям.
Правовой обычай выступал основным источником права в казахском ханстве. В кочевом обществе главным источником права являлся правовой обычай. Здесь не было кодифицированного законодательства присущего европейским государствам. Поэтому право именовалось неписаным правом или адатом. Большая роль для нормативной регуляции общественных отношений здесь приобретала кодификация обычного права. Среди таких источников можно назвать «Древний путь Есима», «Касыма праведный путь», «Жеты жаргы» (Семь узаконений) хана Тауке, которые также называют и степной конституцией казахов. По мнению М. Тынышбаева: «Главная заслуга хана Тауке состоит в том, что он дал казахам определенный правопорядок общественной жизни» . Жеты жаргы являлся документом огромной важности, сыграл значительную роль в укреплении единства казахского народа, повысил его национальное самосознание, способствовал прекращению вражды и разногласий между родами и сплотил казахский народ . Данные кодификации закрепляли государственный строй и являлись общеобязательными для всего казахского народа .
Отечественная доктрина подразделяет обычаи на непра¬вовые и правовые. Неправовой обычай - это обычай, который либо действует в обществе, где право исторически еще не сложилось (обычай родового общества), либо, действуя в государственно-организованном обществе или обществе, пере¬ходном к нему, регулирует неправовую социальную сферу (на¬пример, сферу этикета). Под правовым обычаем понимается обычай, получивший санкцию государства и признаваемый вследствие этого источником права.
2). Юридический или судебный прецедент-решение суда по конкретному делу, являющееся образцом при разрешении аналогичных дел , которому государство придаёт общеобязательную силу. Судебный прецедент широко применяется в Англии, США, Индии и других странах. Это удачные, справедливые решения суда, которые являются эталоном при разрешении других аналогичных дел.
Прецедент может быть как судебным , так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность ичного усмотрения , поскольку при отсуствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оцениать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причём, в прецеденте не обязательно все предествующие решения, а лишь суть правовой позици суда, вынесшего первоначальное решение или приговор.
В настоящий момент, как в странах СНГ, так и в Казахстане правовой прецедент официально не признается как форма права, хотя в отдельных Постановлениях Верховного Суда Казахстана по конкретным делам, которые являются общеобязательными для всех судов, можно найти не только разъяснения действующего законодательства, но и новые нормы или часть нормы права. Официально считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона и практику его применения.
Другой казахстанский исследователь М. Куандыков утверждает, что «признание судебного прецедента в качестве источника права позволит совершенствовать и укреплять судебную защиту прав и свобод человека, регулировать баланс (путем механизма сдержек и противовесов) в отношениях между исполнительной и законодательной властью, что в конечном итоге будет способствовать формированию правовой государственности». Он предлагает ввести ограниченную форму судебного прецедента по гражданским делам, в целом по делам частно-правового характера .
3). Правовая доктрина. В западной литературе нередко высказываются утверждения, что источником права являются также доктрины известны учёных юристов. Р.Давид заявляет: «…Доктрина в наши дни также как и прошлом, составяет очень важный и весьма жизненный источник права» . Например, в древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права. Аналогичную роль выполняют так называемые частные кодификации права, приводимые отдельными юристами.
Важнейшими источниками права в некоторых правовых системах религиозных государств являются священные книги, всевозможные толкования религиозных норм. Так, даже в современных арабских странах право в основном основывается на религии - исламе. При этом основой для источников мусульманского права является не только сам Коран - священная книга мусульман, но и сунны, в которых содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных по понятиям справедливости, изложенные в виде проповедей, рассказов (хадисов).
Другой источник мусульманского права – иджма - представляет собой соглашение об обязанностях правоверного, достигнутое между всем мусульманским сообществом. Хотя, как считают некоторые ученые, иджма на самом деле - единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших принципы, нормы мусульманского права на основе Корана и сунны. Источником мусульманского права является кияс - умозаключение по аналогии.
Таким образом, можно утверждать, что нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе Корана, и составляют мусульманское право, при этом Коран напрямую не используется как кодекс законов в современном его понимании, хотя в нем от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его, как арабский судебник». Тем не менее, надо помнить о том, что в Коране нет систематического изложения всех правовых установлений и норм, но содержащиеся в нем критерии справедливости, требования к поведению правоверных мусульман способствовали разработке в целом оригинальной шариатской законодательной системы, призванной регулировать отношения в семье и обществе, имущественные и уголовные отношения, фискально-налоговую и финансовую систему.
Религия играет роль источника права также в индусском и иудейском праве, основой его служат соответственно религии - индуизм и иудаизм. В названных религиозных правовых системах, как и в мусульманском праве, применяются традиции общинного быта, основанные на религиозных нормах. Надо отметить сразу, что индусское и иудейское право в большей степени распространены в общинах, находящихся за пределами основной территории этих государств.
4). Нормативный договор. Нормативный договор-это решение двух или более сторон, имеющее общеобязательное значение, гарантируемое силой государства.
Нормативные договоры получают всё более широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.
Наиболее распространённый пример – это коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией представляющей трудовой коллектив. Он выполняет значительную роль при регулировании трудовых отношений.
В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права над внутригосударственным, в том числе и в Казахстане. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. Практически создаётся надгосударственное право Европейского сообщества, именуемое коммунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы. Такие тенденции обозначались и в некоторых других регионах мира.
5). Нормативно-правовой акт. Нормативно правовой акт-это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.
В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Итак, источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность. Официальный характер источникам права придается двумя путями:
– путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, то есть исходят от государства;
– путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычай, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Небольшой обзор существующей научной литературы по проблемам источников права показывает, что это понятие – одно из сложных и может трактоваться по разному, поскольку имеет в виду широкий спектр проблем – внеш¬нюю форму выражения права, социальные предпосылки (общественные отношения), субъект правотворчества (государство), его деятельность, ор¬ганизационные формы принятия нормативного пра¬вового акта (акт волеизъявления, правотворческое ре¬шение), волю общества, осознание обществом необходимости в принятии того или иного правового решения. В этой связи считаем необходимым различать категории «источник права» и «форма права». При этом «источник права» несколько шире понятия «форма права». Под первым понимаются социально-экономические, политические, исторические потребности правового регулирования тех или иных отношений, под вторым – объективированное выражение этих потребностей в официальной форме, в виде специальной деятельности государственных органов, в результате которой правовые нормы находят формальное выражение. Причем только объективированная норма становится общеобязательной правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия.
Таким образом, необходимо различать категории «источник права» и «форма права», так как «источник права» несколько шире понятия «форма права». Источник права есть социально-экономические, политические, исторические потребности правового регулирования тех или иных отношений, тогда как форма права есть объективированное выражение этих потребностей в официальной форме в виде специальной деятельности государственных органов, в результате которой правовые нормы находят формальное выражение.
ГЛАВА II НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1. Понятие нормативных правовых актов
Устремление к гражданскому обществу и правовому государству требует активного и регулирующего действия норм права. С юридической точки зрения сущность правового государства исключает произвол и действует только в соответствии с правом. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Проведение грани между правом и произволом, зависит от нашего правопонимания и, прежде всего, понимания нормативного правового акта как одного из основных источников права современного государства.
Нормативные правовые акты занимают значительное место в каждой правовой системе. Нормативный правовой акт является наиболее распространённым и более того, даже классическим и первостепенным источником права стран, объединяемых в систему писаного права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов общественные отношения. Нормативный правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативные правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, основной источник права не только в Республике Казахстан. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществлялся эволюционно. В начале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные общественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется и становится преобладающей формой правового регулирования. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, с организацией и укреплением государственной власти "она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения... законы" .
Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их больший удельный вес по сравнению с другими формами связан, прежде всего, с повышением роли государства в регулировании общественно-значимых отношений. Кроме того, они как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве индивидуальных, групповых, классовых и общих интересов. Кроме того, нормативные правовые акты позволяют достаточно точно фиксировать содержание юридических норм. Это создает "надлежащую, разумную, формальную определенность права, является существенной преградой для местничества, произвольного толкования и применения норм права" . Документально-письменная форма нормативных правовых актов позволяет оперативно и непосредственно ознакомить с их содержанием население.
Их широкому использованию способствуют такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития. В нормативных правовых актах закрепляются нормы, учитывающие "интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в ....
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..5
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА…………………7
ГЛАВА II НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК ПРАВА………………………………………………………..17
2.1 Понятие нормативных правовых актов………………………….17
2.2 Иерархия нормативных правовых актов. Закон Республики
Казахстан «О нормативных правовых актах»…………………........22
ГЛАВА III ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ……………32
3.1 Закон и его виды…………………………………………………..32
3.2 Подзаконные акты и его виды……………………………............43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
Актуальность исследования. С обретением Республикой Казахстан государственного суверенитета народ Казахстана получил возможность самостоятельно определять свою судьбу. 25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РК. 16 декабря 1991 года принимается Конституционный закон о государственной независимости РК.
В ст.1 Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого, являются человек, его жизнь, права и свободы. В условиях построения правового государства, формирования новой правовой системы принципиально важное значение приобретает разработка множества различных общеобязательных норм и правил, регулирующих человеческие отношения и сформулированных в нормативных правовых актах. В этом отношении разработано и внедрено значительное количество законов и подзаконных нормативных актов. Все эти законодательные акты глубоко проработаны ведущими учеными- правоведами и юристами-практиками республики. Важнейшие их них, как, например, Основной закон- Конституция Республики Казахстан, получили всенародное одобрение на республиканском референдуме.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана не раз подчеркивал о важности укрепления правовой системы. В своем Послании 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» президент говорил о том, что за прошедшие годы значительно укреплен потенциал правоохранительной и судебной системы страны для противодействия криминальным явлениям, охраны жизни и прав наших граждан.
С принятием Конституции Республики Казахстан в 1995 году назрела острая необходимость в научно-обоснованной классификации нормативных правовых актов их иерархии.
Новые конституционные установления несколько изменяют традиционную систему нормативных правовых актов и их иерархию, на вершине которой стоит закон.
В Республике Казахстан с принятием 24 марта 1998 года закона «О нормативных правовых актах» проблемы, связанные с классификацией нормативных правовых актов и их иерархий являются наиболее актуальными и представляют большой научный и практический интерес.
Степень разработанности проблемы. В казахстанской историографии данный вопрос находится в процессе изучения и научного осмысления. О малоизученности данной тематики свидетельствует отсутствие фундаментальных работ и исследований. Тем не менее, актуальность проблематики привлекает внимание отечественных исследователей.
Следует отметить, что отдельные вопросы иерархии нормативных правовых актов затрагивались в статьях и работах казахстанских ученых-юристов Ю.Г. Басина, М. Кул-Мухаммеда, Р.Т. Окушевой, Б.З. Покровского, Г.С. Сапаргалиева, С.Н. Сабикенова, М.К. Сулейменова, С.А. Табанова, Ж. Тлембаева, А.С. Ибраева, С. Зиманова, Ю.Г. Басина и других.
Методологическую основу исследования составляют общие методологические принципы, позволяющие научно и объективно подойти к исследованию иерархии нормативных правовых актов Казахстана, среди которых следует выделить общефилософские методы познания действительности, теоретико-правовые методы познания социально-правовых явлений, такие как принципы историзма, принципы системности, анализа и синтеза, логико-юридический, функциональный, статистический, а также метод контент-анализа, который заключается в изучении и отборе информации.
Цель и задачи дипломной работы. Целью данной дипломной работы является проведение комплексного анализа иерархии нормативных правовых актов в Республике Казахстан.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
- определение понятия и видов источников права;
- определение понятия нормативных правовых актов и их иерархии, а также рассмотрение Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»;
- рассмотрение видов нормативных правовых актов: законов и подзаконных актов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
С момента возникновения общества люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности и взаимодействия выработали множество различных норм и правил, которые направлены на то, что бы сделать жизнь человека более комфортной, безопасной, стабильной и упорядоченной.
Ценность социальных норм заключается в том, что они выступают результатом своеобразного общественного договора об установлении определенных общих правил, которые и призваны упорядочивать жизнь людей.
В теории права широко применяются такие философские категории, как “содержание’’ и “форма”, которые неразрывно связаны между собой. Содержание любого явления всегда носит формализованный характер, а его форма всегда имеет конкретное содержание. Это полностью относится и к праву. Законодательство и право не существует и не может существовать вне формы.
В системе социальных регуляторов нормы права выделя¬ются общеобязательным характером своих предписаний. Эта особенность правовых норм обусловлена формой их выражения. Действительно, сколь бы четкими и ясными ни были их предписания, они останутся лишь упражнениями в области логики или грамматики, пока не примут форму закона, указа, секрета и т. д. В общей теории права формы выражения и закрепления правовых норм определяются как источники права в юридическом, формальном смысле . Такая трактовка источника права в известной мере условна, поскольку данное понятие может иметь также иное значение. Так, под источником права можно понимать социальные факторы, определяющие содержание правовых норм; государство как непосредственную силу, творящую право; источники информации о праве (законодательные памятники, учебники по праву и т. д.).
Приведенное выше определение юридического источника права это результат определенного "соглашения" между юристами (как практиками, так и учеными), призванного избежать многозначности этого понятия. Чтобы подчеркнуть формально-юридический смысл, обычно понятие "источники права" уточняют в скобках понятием "формы".
В.О.Котюк, например, считает, что понятия формы и источника права имеют различное значение и их отожествлять нельзя. По его мнению, термин источники права имеет много значений:
• его понимают как силы, которые создают право, например, источником права можно считать волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть. Они могут иметь материальное и идеальное содержание.
• материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Например, римское право послужило источником для немецкого гражданского кодекса; работы ученого Потье—для французского кодекса Наполеона, Литовский Статут—для Уложения Алексея Михайловича в царской России. Идеи правового государства послужили источником для подготовки новой Конституции Казахстана и иных конституционных законов;
• к источникам права относятся исторические памятники, которые имели когда-то значение действующего законодательства. Например, Русская Правда, которая была основным законом в Киевской Руси, Законы Хамураппи в Древнем Вавилоне.
• под источниками права также подразумевают способы познания права. Например. иногда говорят, что право можно познать из закона .
Выбор термина “источники права” приписывают Титу Ливию, который в своей “истории” называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права.
В прошлом и сегодня к понятию “источники права” подходят по сути, с двух позиций:
1) его понимают как материальный источник права—т.е. откуда идет содержание нормы или правотворческая сила; например, государственная власть, Парламент, Правительство, Президент РК, судебные органы;
2) формальный источник права — способ выражения содержания правил поведения или то, что дает правилу общеобязательный характер.
Многозначность термина “источники права’’ требует от теории права обойти его и заменить иным термином—“формы права”. Формы права—это по сути разные виды права, которые сложились исторически и которые выбирает государство, отличаются они по способу оформления содержания норм права. Это внешняя форма существования содержания норм права.
Таким образом, форма права - это внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, которые официально установлены или санкционированы государственной властью или общепризнанны обществом. “Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу, диспозицию, санкцию, а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых отображена правовая норма. Кроме этого, под формой права иногда понимают способы установления правовых норм (нормативный акт, нормативный договор, cудебный прецедент, правовой обычай ). Для обозначения этого явления используется также термин “ источник права” .
В современной и дореволюционной юридической литературе специалисты практически одинаково подходят к определению понятия форм права, поскольку эти термины использовались еще в Древнем Риме.
Форма права должна быть официально признана государственной властью, или в отдельных случаях, обществом. Это официальное признание наделяет формы права юридической силой. Например, проекты законов и сами законы по своему содержанию и форме могут быть одинаковыми, но закон относится к нормативно-правовым актам, которые обладают юридической силой и всеми чертами форм права. Проекты законов не являются формой права, поскольку не обладают юридической силой. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во- первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
В советский период был опубликован ряд работ, посвященных источникам права. Отметим известный труд С.Л. Зивса «Источники права», где с позиции идеи рассматривались различные источники права. При этом объект нашего исследования остался за пределами рассмотрения . В условиях диктата единой коммунистической идеологии все правовые явления трактовались с классовой позиции, запрещалось обращение к опыту стран, не вписывающихся в жесткие рамки советской идеологии. «Юристы как бы жили интересами выработки правовых категорий социалистической мировой системы, противоположных категориям капиталистической системы. Это коснулось даже международного права, хотя и не разрушило его основных понятий. Что же касается категорий и теоретических понятий внутригосударственного (национального) права, то они интерпретировались если не как противоположные категориям буржуазной юриспруденции, то обязательно как существенно отличные от них» .
Как и вся правовая действительность, источники права изучались с позиции противоборства двух систем – социалистической и капиталистической. Соответственно, социалистическое право признавалось высшим и последним историческим типом права, а его система источников, естественно, считалась наиболее совершенной. Такой подход не давал возможности объективного изучения всей сложной палитры источников права, поскольку в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права являлся нормативный правовой акт. Это отразилось и в терминологии: так в правоведении советского периода понятие «система источников права» обычно заменялось понятием «система законодательства».
Конец ХХ и начало ХХI вв. ознаменовались крушением целой системы управления, централизованной структуры, советской империи. Новые государства, в том числе и наша страна, официально провозгласили идею о построении новых форм управления, социально и рыночно ориентированных, наполненных правовым содержанием. Соответственно возникает необходимость в новых подходах к исследованию правовых явлений. Среди них особое место занимает теория источников права, поскольку сегодня право рассматривается как общечеловеческая ценность, как мера свободы индивида в обществе, как естественный феномен, суть которого – обеспечение жизнедеятельности человеческого общества на основе принципов равенства, справедливости, свободы, гуманизма. Отсюда в источниках права – форме, как правило, нейтральной по своему социально-классовому содержанию – прежде всего проявляются общесоциальные черты права.
Понятие «источники права» довольно многоплановое. Под источниками права рассматриваются и различные социальные факторы, которые определяют содержание правовых норм. В некоторых случаях под ними подразумевают и источники, информации о праве. К примеру, законодательные памятники, учебники по праву, документальные источники в которых содержатся общие сведения о нормах права, – судебные отчеты и комментарии к законам, деликтам или договорам, равно как и сборники прецедентов, созданные частными лицами.
Сюда можно отнести и исторические трактаты, сочинения известных юристов, политиков, мыслителей, которые могут стать источниками для новых правовых норм. К примеру, в римском праве особое место занимали сочинения выдающихся юристов – Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина. Их труды считались источниками права. Для американцев источниками права явились труды крупных английских юристов, поскольку они формулировали нормы, воплотившиеся в судебных решениях и парламентских актах. Сегодня в юридической науке Казахстана существует мнение относительно того, чтобы труды известных казахстанских юристов, оказавших значительное влияние на развитие юридической науки, юридического образования и государственной практики, признать источниками права. Это труды академиков С.З. Зиманова, С.С. Сартаева, М.Т. Баймаханова, Г.С. Сапаргалиева. Думается, что в этом предложении содержится определенное рациональное зерно. Сочинения этих признанных корифеев юридической науки известных всему казахстанскому обществу, содержат идеи, бесценные мысли, на которых может основываться юридическая практика.
В России также известны некоторые юридические конструкции, созданные выдающимися юристами, которые впоследствии закреплялись правом. Яркий пример – творчество выдающегося ученого А.В. Бенедиктова.
Его конструкция оперативного хозяйственного управления получила признание и закрепление в праве. Оно развилось в конструкцию «право хозяйственного ведения», «право полного хозяйственного ведения». Доктрина А.В. Бенедиктова об оперативном хозяйственном управлении была включена в правовую систему, стала формой выражения права в важнейшей экономической жизни общества.
В настоящее время в юридической науке существуют различные подходы к пониманию источников права. Так, отдельные ученые относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты .
Профессор С.С.Алексеев считает, что под юридическим источником права понимают форму выражения правила, сообщающую ему качество правовой нормы, тот «единственный «резервуар», в котором пребывают юридические нормы, форма установления и выражения правовых норм» .
Соглашаясь с тем, что источник права всегда институционализирован в виде той или иной правовой формы, С.С. Алексеев саму эту форму характеризует в виде правотворческой деятельности государства. «Объективированный в документальном виде акт правотворчества, – утверждает автор, – является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования».
По мнению казахстанского исследователя обычного права К.А. Алимжана, «форма права и источник права – нетождественные понятия. Форма права, в отличие от источника права, подразумевает специфический юридический язык (понятийный аппарат), особую систему (подсистему) права, определенную систему и иерархию источников права и иные правовые средства и факторы, в целом определяющие своеобразную интерпретацию правовой материи и оригинальный правовой взгляд (правопонимание). Правовая система всякого общества строится на основе взаимодействия нескольких форм права либо на основе конкретной доминирующей формы права, воспринимающей некоторые элементы других форм».
«Мы поддерживаем последнюю точку зрения и считаем, что форма права и источник права – суть разные понятия. Источник права – категория более широкая, обнимающая весь объективный мир людей с их потребностями, которые порождают определенные общеобязательные нормы. Тогда как форма права есть формализованное (считаем данную тавтологию вполне уместной) оформление этих потребностей в виде официальных документов посредством специальных правотворческих процедур» .
Таким образом, понятие форма права и источник права тесно связаны, но не совпадают. Если форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то источник права - истоки формирования права, с систему факторов предопределяющих его содержание и формы выражения.
В связи с этим источники права можно разделить на материальные, идеальные и юридические.
Материальные - коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в экономических отношениях.
Идеальные - идеологическое осознание законодателем объективных потребностей общественного развития и принятие на этой основе правовых норм.
Юридические - исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
В каждом государстве конкретно определено, какие источники права здесь являются действующими, т.е. официально признанными. Правовые системы современных государств различаются, в частности тем, какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства. Как правило, это зависит от исторических, экономических, политических и других факторов. Кроме того, в каждом государстве существует своя система источников права.
Особенностью системы источников права является то, что она имеет вертикальную структуру, все элементы здесь выстроены по принципу их иерархической соподчиненности, при этом предписания нисходящих источников издаются на основе и во исполнение норм вышестоящих источников. Соподчиненность источников права должна быть обеспечена с помощью юридических механизмов. Такая иерархичность обусловлена требованиями практики. Ее обеспеченность свидетельствует об эффективности государственной власти, ее стабильности. Деформация же такой соподчиненности говорит о слабости государственной власти, о нарушении законности. В случае возникновения коллизий между правовыми нормами данный вопрос решается с позиций системности. Для предотвращения таких коллизий в доктрине и законодательстве каждого государства наработаны специальные приемы юридической техники.
В юридической литературе выделяются следующие источники права.
1). Одним из наиболее древних источников права выступает правовой (санкционированный) обычай - правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев—отсылка к ним в тексте законов. Таким образом, обращение к истории показывает, что на начальных этапах возникновения человеческого общежития в качестве формы объективации норм права выступал обычай. В древнем мире правовой обычай приобретает важное значение, совершенствуется его юридическая форма и элементы юридического действия. Не менее важным свидетельством роли обычая являются кодификации обычного права, в частности в Древнем Риме результатом таковой стали Законы 12 таблиц. В средние века также первенствующее место принадлежит обычаям, судебным решениям.
Правовой обычай выступал основным источником права в казахском ханстве. В кочевом обществе главным источником права являлся правовой обычай. Здесь не было кодифицированного законодательства присущего европейским государствам. Поэтому право именовалось неписаным правом или адатом. Большая роль для нормативной регуляции общественных отношений здесь приобретала кодификация обычного права. Среди таких источников можно назвать «Древний путь Есима», «Касыма праведный путь», «Жеты жаргы» (Семь узаконений) хана Тауке, которые также называют и степной конституцией казахов. По мнению М. Тынышбаева: «Главная заслуга хана Тауке состоит в том, что он дал казахам определенный правопорядок общественной жизни» . Жеты жаргы являлся документом огромной важности, сыграл значительную роль в укреплении единства казахского народа, повысил его национальное самосознание, способствовал прекращению вражды и разногласий между родами и сплотил казахский народ . Данные кодификации закрепляли государственный строй и являлись общеобязательными для всего казахского народа .
Отечественная доктрина подразделяет обычаи на непра¬вовые и правовые. Неправовой обычай - это обычай, который либо действует в обществе, где право исторически еще не сложилось (обычай родового общества), либо, действуя в государственно-организованном обществе или обществе, пере¬ходном к нему, регулирует неправовую социальную сферу (на¬пример, сферу этикета). Под правовым обычаем понимается обычай, получивший санкцию государства и признаваемый вследствие этого источником права.
2). Юридический или судебный прецедент-решение суда по конкретному делу, являющееся образцом при разрешении аналогичных дел , которому государство придаёт общеобязательную силу. Судебный прецедент широко применяется в Англии, США, Индии и других странах. Это удачные, справедливые решения суда, которые являются эталоном при разрешении других аналогичных дел.
Прецедент может быть как судебным , так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность ичного усмотрения , поскольку при отсуствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оцениать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причём, в прецеденте не обязательно все предествующие решения, а лишь суть правовой позици суда, вынесшего первоначальное решение или приговор.
В настоящий момент, как в странах СНГ, так и в Казахстане правовой прецедент официально не признается как форма права, хотя в отдельных Постановлениях Верховного Суда Казахстана по конкретным делам, которые являются общеобязательными для всех судов, можно найти не только разъяснения действующего законодательства, но и новые нормы или часть нормы права. Официально считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона и практику его применения.
Другой казахстанский исследователь М. Куандыков утверждает, что «признание судебного прецедента в качестве источника права позволит совершенствовать и укреплять судебную защиту прав и свобод человека, регулировать баланс (путем механизма сдержек и противовесов) в отношениях между исполнительной и законодательной властью, что в конечном итоге будет способствовать формированию правовой государственности». Он предлагает ввести ограниченную форму судебного прецедента по гражданским делам, в целом по делам частно-правового характера .
3). Правовая доктрина. В западной литературе нередко высказываются утверждения, что источником права являются также доктрины известны учёных юристов. Р.Давид заявляет: «…Доктрина в наши дни также как и прошлом, составяет очень важный и весьма жизненный источник права» . Например, в древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права. Аналогичную роль выполняют так называемые частные кодификации права, приводимые отдельными юристами.
Важнейшими источниками права в некоторых правовых системах религиозных государств являются священные книги, всевозможные толкования религиозных норм. Так, даже в современных арабских странах право в основном основывается на религии - исламе. При этом основой для источников мусульманского права является не только сам Коран - священная книга мусульман, но и сунны, в которых содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных по понятиям справедливости, изложенные в виде проповедей, рассказов (хадисов).
Другой источник мусульманского права – иджма - представляет собой соглашение об обязанностях правоверного, достигнутое между всем мусульманским сообществом. Хотя, как считают некоторые ученые, иджма на самом деле - единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших принципы, нормы мусульманского права на основе Корана и сунны. Источником мусульманского права является кияс - умозаключение по аналогии.
Таким образом, можно утверждать, что нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе Корана, и составляют мусульманское право, при этом Коран напрямую не используется как кодекс законов в современном его понимании, хотя в нем от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его, как арабский судебник». Тем не менее, надо помнить о том, что в Коране нет систематического изложения всех правовых установлений и норм, но содержащиеся в нем критерии справедливости, требования к поведению правоверных мусульман способствовали разработке в целом оригинальной шариатской законодательной системы, призванной регулировать отношения в семье и обществе, имущественные и уголовные отношения, фискально-налоговую и финансовую систему.
Религия играет роль источника права также в индусском и иудейском праве, основой его служат соответственно религии - индуизм и иудаизм. В названных религиозных правовых системах, как и в мусульманском праве, применяются традиции общинного быта, основанные на религиозных нормах. Надо отметить сразу, что индусское и иудейское право в большей степени распространены в общинах, находящихся за пределами основной территории этих государств.
4). Нормативный договор. Нормативный договор-это решение двух или более сторон, имеющее общеобязательное значение, гарантируемое силой государства.
Нормативные договоры получают всё более широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.
Наиболее распространённый пример – это коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией представляющей трудовой коллектив. Он выполняет значительную роль при регулировании трудовых отношений.
В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права над внутригосударственным, в том числе и в Казахстане. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. Практически создаётся надгосударственное право Европейского сообщества, именуемое коммунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы. Такие тенденции обозначались и в некоторых других регионах мира.
5). Нормативно-правовой акт. Нормативно правовой акт-это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.
В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Итак, источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность. Официальный характер источникам права придается двумя путями:
– путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, то есть исходят от государства;
– путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычай, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Небольшой обзор существующей научной литературы по проблемам источников права показывает, что это понятие – одно из сложных и может трактоваться по разному, поскольку имеет в виду широкий спектр проблем – внеш¬нюю форму выражения права, социальные предпосылки (общественные отношения), субъект правотворчества (государство), его деятельность, ор¬ганизационные формы принятия нормативного пра¬вового акта (акт волеизъявления, правотворческое ре¬шение), волю общества, осознание обществом необходимости в принятии того или иного правового решения. В этой связи считаем необходимым различать категории «источник права» и «форма права». При этом «источник права» несколько шире понятия «форма права». Под первым понимаются социально-экономические, политические, исторические потребности правового регулирования тех или иных отношений, под вторым – объективированное выражение этих потребностей в официальной форме, в виде специальной деятельности государственных органов, в результате которой правовые нормы находят формальное выражение. Причем только объективированная норма становится общеобязательной правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия.
Таким образом, необходимо различать категории «источник права» и «форма права», так как «источник права» несколько шире понятия «форма права». Источник права есть социально-экономические, политические, исторические потребности правового регулирования тех или иных отношений, тогда как форма права есть объективированное выражение этих потребностей в официальной форме в виде специальной деятельности государственных органов, в результате которой правовые нормы находят формальное выражение.
ГЛАВА II НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1. Понятие нормативных правовых актов
Устремление к гражданскому обществу и правовому государству требует активного и регулирующего действия норм права. С юридической точки зрения сущность правового государства исключает произвол и действует только в соответствии с правом. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Проведение грани между правом и произволом, зависит от нашего правопонимания и, прежде всего, понимания нормативного правового акта как одного из основных источников права современного государства.
Нормативные правовые акты занимают значительное место в каждой правовой системе. Нормативный правовой акт является наиболее распространённым и более того, даже классическим и первостепенным источником права стран, объединяемых в систему писаного права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов общественные отношения. Нормативный правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативные правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, основной источник права не только в Республике Казахстан. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществлялся эволюционно. В начале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные общественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется и становится преобладающей формой правового регулирования. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, с организацией и укреплением государственной власти "она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения... законы" .
Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их больший удельный вес по сравнению с другими формами связан, прежде всего, с повышением роли государства в регулировании общественно-значимых отношений. Кроме того, они как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве индивидуальных, групповых, классовых и общих интересов. Кроме того, нормативные правовые акты позволяют достаточно точно фиксировать содержание юридических норм. Это создает "надлежащую, разумную, формальную определенность права, является существенной преградой для местничества, произвольного толкования и применения норм права" . Документально-письменная форма нормативных правовых актов позволяет оперативно и непосредственно ознакомить с их содержанием население.
Их широкому использованию способствуют такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития. В нормативных правовых актах закрепляются нормы, учитывающие "интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в ....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?