Программы уроков по хореографии в образовательных учреждениях

 Программы уроков по хореографии в образовательных учреждениях

Содержание
жание

Введение…………………………………………………………………….....

Глава I. Основные ценности и функции хореографии в
образовательном процессе………………………………………………
1.1. Хореография – как часть образовательного процесса:
структура, сходство и различие …………………………………….....
1.2. Психологические и педагогические аспекты хореографического
обучения в различных учебных заведениях …………………..…...

Глава II. Особенности содержания занятий по хореографии в учебных заведениях различного типа………………………………………………
2.1. Теоретическая основа структуры и содержания обучения хореографии в образовательном процессе………………………………
2.2.Практическая основа структуры и содержания обучения хореографии в образовательном процессе………………………………

Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………….

Глава I Основные ценности и функции хореографии в образовательном процессе.
1.1 Хореография – как часть образовательного процесса : структура, сходства и различие.
В Концепции модернизации системы образования в Республике Казахстан определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Программа развития системы дополнительного образования детей рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики.
Дополнительное образование детей и молодежи - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное хореографическое образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное хореографическое образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в Казахстане».
При организации дополнительного хореографического образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и учащихся, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Увлеченность хореографическим искусством дает прямую связь воображения с мужественным и стойким характером, с высокой идейностью поступков, обогащает художественно-эстетическими качествами. Роль художественно-эстетического воспитания в развитии личности трудно переоценить. Значение культуры, литературы и в духовной жизни общества, в развитии и становлении личности огромно.
Исключительно велико влияние хореографии как важнейшего элемента красоты и художественно-эстетического отношения к действительности на человека. Прежде всего, оно выполняет познавательную функцию, тем самым, развивая сознание и чувства личности её взгляды и убеждения. Духовность заложена в человеке изначально, и на её основе должна сформироваться нравственность — состояние развития внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер, и художественно- эстетические вкусы.
Хореография, как вид искусства помогает человеку проявлять и повышать творческую активность. Обычно узкое понимание феномена танца, ограничение его природы хореографическими формами препятствуют активному использованию танца в школе как уникального специфического языка в психофизической организации детей, не имеющего аналогий. В программе современной школы появился такой предмет, как ритмика. Количество часов этого предмета не достаточно, чтобы реализовать запросы ребенка, доминирующей целью у которого есть проявление способности к творческой деятельности в таком виде искусства, как танец.
Ребенок, у которого развиты чувство ритма, координации, музыкальный слух, способен проявить себя, занимаясь в хореографической студии или кружке. Во многих школах Казахстана функционируют хореографические кружки, ансамбли и студии, как дополнительное образование детей во внеурочное время.
Толчком к мотивации достижения успеха у детей дает четко выстроенная программа учебного и творческого процесса. Не секрет, что родители в наше время выбирают для ребенка учебное заведение с прогрессивными методами обучения.
Основными задачами программы являются:
I. Образовательные:
1.Организация учебного процесса для овладения основами хореографического мастерства,
2.Организация концертной деятельности, формирование творческого коллектива, ориентация на профессию.
II. Развивающие задачи:
1.Развитие у учащихся способности к самостоятельной и коллективной работе.
2.Развитие мотивации на творческую деятельность.
3.Физическое развитие ребенка, выработка осанки, гибкости, выносливости.
III. Воспитательные задачи:
1.Формирование здорового образа жизни.
2.Воспитание в духе патриотизма и любви к национальным корням и культуре, народным корням.
Отсюда вытекают следующие педагогические задачи:
а) Создание благоприятной среды в рамках открытости и доверия вокруг самоопределяющейся личности.
в) Создание условий для общения с детьми, обучающимися по другим творческим направлениям.
г) Адаптация к условиям современной жизни на основе и с помощью общей культуры, знаний, навыков.
Организация учебного процесса осуществляется по четко выстроенной программе, научно обоснованной и адаптированной к условиям дополнительного образования.
Структурно-организационные формы реализации хореографического образования детей
Успешность развития хореографического образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня.
Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации хореографическое образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся в этих творческих объединениях занятия могут быть достаточно значимыми.
Второй уровень - более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов хореографического образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.
Третий уровень - развитие хореографического образования детей как отдельного подразделения школы, когда творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Сегодня можно говорить, что некоторые школы в Республике Казахстан отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнительного хореографического образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития.
Развитие хореографического образования в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
- изучение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании;
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
-расширение видов творческой деятельности в системе хореографического образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам;
- создание условий для привлечения к занятиям в системе хореографического образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Хореографическое образование в школе - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разные воспитательные мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.
1.2 Психологические и педагогические аспекты хореографического обучения в различных учебных заведениях.
Хореография для детей предусматривает развитие музыкальных и танцевальных способностей ребенка (чувство ритма, координации, пластики движения). Потратив сегодня некоторую сумму на танцевальную студию, родители совершают одно из выгоднейших вложений капитала. Ведь танец – одно из первых искусств, «изобретенных» человечеством. Ритуальные пляски первых племен, императорские балы, современные дискотеки - прошла не одна эпоха, а смысл танца не изменился. Это простейший способ выражения чувств и привлечения внимания к собственной персоне. Любому человеку надо уметь танцевать. Вполне возможно, что сегодняшний ребенок завтра станет руководителем предприятия, бизнесменом, государственным деятелем, который, оказавшись на приеме, не будет испытывать неловкость, услышав музыку, и сможет продемонстрировать свое мастерство. Кроме того, дети-танцоры - это собранные, целеустремленные, здоровые личности, у которых нет времени на разное гуляние, ведь все свободное время они посвящают танцам.
Известно также, что и хореографические упражнения построены на удлинение мышц и костного скелета, а соответственно, профессионалы, долго занимавшиеся хореографией имеют, вытянутую изящную фигуру, тонкие конечности, длинную шею. Так называемая – выворотность - также очень хорошо работает на удлинение ног и на уменьшение массы тела вообще. Например экзерсис у станка продуман так ,что бы постепенно разогреть, растянуть , а потом еще и закачать каждую мышцу, каждый сустав, а так же убрать лишнее отложение жира. Рекомендовано, перед определенным комплексом упражнений сначала сделать механическую растяжку (например, шпагат), а во время упражнений успехи этой растяжки будут закреплены.
Можно сказать, что импровизация – высшая форма танца. Она включает в себя абсолютное знание и владение своим телом, развитое чувство ритма, понимание характера музыки, раскрепощенность и, конечно же, фантазию. Есть две составляющих мгновенного танца - это музыка и личное эмоциональное отношение к ней исполнителя. Эти составляющие рождают душевность во время танца. Именно полная отдача танцу, а не пустое заучивание движений, важна в импровизации.
В основе любой структуры способностей лежат задатки, обладающие стабильностью и имеющие природную, биологическую основу.
Многолетние исследования И.П. Павлова (1951), его учеников и последователей позволили вскрыть некоторые закономерности развития природы способностей на основании изучения типологических особенностей нервной деятельности человека, типа нервной системы и ее свойств.
И.И. Павловым было определено, а в дальнейшем дополнено другими исследователями, что люди с различными особенностями нервной системы обладают и определенными особенностями не только в поведении, но и в развитии навыков, качеств и т.д.
К основным типологическим свойствам нервной системы человека относятся подвижность, уравновешенность, сила. Различное сочетание этих особенностей дает множество типологических групп, но за основу были взяты четыре основные:
• сильные, неуравновешенные, для которых характерна цикличность в действиях, сильные, нервные подъемы, а затем истощение и спад в деятельности;
• сильные, уравновешенные - деятельность протекает без скачков, равномерно, редко происходят спады в деятельности от переутомления;
• уравновешенные - выполняют хорошо работу, которая требует ровной затраты сил, длительного и методического напряжения, обладают высокой выносливостью;
• слабые - обладают слабой работоспособностью, повышенной чувствительностью к стрессовым ситуациям.
И.П. Павловым также было отмечено, что основные свойства нервной системы являются физиологической основой темперамента, который характеризует личность со стороны динамики психических процессов. Каждому темпераменту присущи свои особенности в поведении, реакции на окружающее и т.д. Так, представитель холерического темперамента (неуравновешенный по типу нервной системы) - боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. Для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он с особой страстью способен отдаваться работе, увлекаясь ею, ощущая прилив сил, готов преодолевать и действительно преодолевает любые трудности и препятствия на пути к цели. Но когда исчерпаны силы, у него наступает спад.
Воля холерика порывиста, он отличается повышенной раздражительностью, способен доводить деятельность до большого напряжения.
Сильному, уравновешенному типу, с хорошо сбалансированными и подвижными нервными процессами соответствует сангвиник. Он подвижен, легко приспосабливается к изменяющимся условиям деятельности; быстро находят контакт окружающими, общителен, не чувствует скованности с новыми людьми. В опасных ситуациях преодолевает гнетущее чувство быстро, обычное состояние - оптимистическое.
Большая подвижность нервных процессов способствует гибкости ума, помогает легко переключать внимание схватывать новое.
Лица с достаточно уравновешенными процессами возбуждения и торможения принадлежат к разряду флегматиков - спокойных, всегда ровных, настойчивых и упорных.
Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности, флегматики остаются спокойными даже при сложных ситуациях. При наличии сильного торможения, уравновешенности процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы: он не любит отвлекаться по мелочам и поэтому может выполнять действия, требующие ровной затраты сил, длительного и методического напряжения.
И.П. Павлов подчеркивает высокую выносливость данного типа. Даже после большой работы флегматики могут решать задачи достаточно трудные для нервной деятельности, которые, однако, не требуют высокой подвижности нервных процессов.
Отличительной характеристикой меланхолического типа являются слабая работоспособность (ослаблены процессы возбуждения, торможения). Их пугает новая обстановка, они смущаются и теряются при общении с людьми и поэтому склонны замыкаться в себе.
Внутреннее торможение как высшая форма проявления этого процесса дается ему с трудом. Однако он может быть очень чувствительным к внешнему торможению, что, по мнению некоторых исследователей, способствует успешному приспособлению к условиям жизни. Однако для профессий, в которых приходится работать на пределе психических и физических возможностей (летчик, космонавт, водолаз, пожарник и другие), такие особенности нервной системы являются фактором, определяющим профессиональную неспособность.
Людям присуще словесное мышление, сочетающееся с образным, что и явилось основанием для разработки классификации, которая относится только к homo sapiens.
Специфические, характерные только для человека, типы нервной деятельности зависят от преобладания первой или второй сигнальных систем. У одних больше развита первая сигнальная система, у других - вторая, у третьих - обе они уравновешены.
Таким образом, И.П. Павловым была разработана классификация в которую вошли художественный, мыслительный и средний (смешанный) типы. Каждой типологической группе свойственно проявление определенных способностей.
Люди художественного типа, у которых преобладает первая сигнальная система, широко пользуются чувственными образами, возникающими у них под влиянием непосредственного действия окружающей среды.
У представителей мыслительного типа преобладают процессы второй сигнальной системы над первой, и они отличаются высоким развитием интеллектуальных способностей в области искусства. Обладают выраженной способностью отвлекаться от действительности.
Средний, или смешанный, тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем, образного и словесного мышления. У людей этой типологической группы проявляются склонности к словесным пониманиям и образным представлениям.
У представителей различных типологических групп по-разному протекает процесс работоспособности, они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных (экстремальных) условиях.....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» Елімізде TikTok желісі бұғатталуы мүмкін бе?
» Елімізде су тасқынынан зардап шеккендердің қандай мүліктеріне өтемақы төленеді?
» Мұғалімдер ұрлап жатыр: Петропавлда осындай жалған ақпарат таратқан әйел жауапқа тартылды.