Тоталитарное искусство
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФАШИЗМА
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-Х ГГ В СССР
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы исследования. Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационали-зации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции стали НТР, которые не только необычай¬но увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаи¬мопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драмати¬ческие военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточай¬шие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближе¬ние становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в та¬ких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной вой¬ны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного ре¬шения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.
Выявляемые при этом закономерности, помимо важного значения в теоретическом плане, имеют несомненную практическую значимость, служат дополнительным аргументом в пользу необходимости дальнейшего углубления изучения культуры в межвоенный период.
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом - партийные и личные. Тоталитарные режимы показывают обратное.
Вышеизложенное определило цель исследования - дать оценку развитию заподноевропейской культуры различных направлений в изобразительном искусстве, литературе в период между первой и второй мировой войной.
В этой связи в работе поставлены следующие основные задачи:
• исследовать процесс становления и развития культуры запада в конце 19 начале 20 века:
• показать эволюцию подходов к различным направлениям в искусстве начала 20 века:
• проанализировать тенденции в философии искусства и литературы в межвоенный период.
Степень разработанности проблемы. Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направле¬ний. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусо¬вершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей твор¬чества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей куль¬туры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми сред¬ствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить гло¬бальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.
Поэтому выводы исследования, который следует непосредственно по следам развивающихся событий, не могут пока претендовать на исчерпывающие.
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФАШИЗМА
Провозглашение нации основной ячейкой и движущей силой общественного устройства в рамках мировой истории обеспечивает фашизму решение двоякой задачи. С одной стороны, идеологическая система приобретает целеполагание. Смысл мобилизационных усилий вроде бы не сводится к решению чисто прагматических задач, к простой борьбе человека за выживание. Они наполняются общественным идеалом — борьбой за спасение, укрепление, расширение влияния своей нации, выступающей в роли носителя позитивного начала, способного осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: "Немецкий дух — весь мир оздоровит" ). С другой стороны, приобретал реальные формы необходимый для существования фашизма конкретный враг, на счет которого можно было бы отнести все провалы, неудачи, беды: другая нация — злоумышленник, носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, изверг, питающий зловещие планы. Такой враг полезен для внутренней политики, ибо открывает возможность канализировать недовольство (национальное меньшинство, ведущее подрывную политику). Он не менее важен и во внешней политике — для объяснения причин неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.п.
Является ли этатизм неотъемлемой чертой фашистской идеологии и как он соотносится с традиционными консервативными ценностями? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Сами по себе этатизм и связанный с ним социальный патернализм не чужды традиционному консерватизму. Ставка на жесткое регламентирование общественной жизни как бы предполагает широкомасштабное вмешательство государства в экономическую жизнь и заботу о социально ущемленных гражданах. В некоторых странах классического фашизма (прежде всего в нацистской Германии) этатистская направленность, дополненная патернализмом, прослеживалась очень четко. Однако применительно к другим странам об этатистских склонностях можно было говорить лишь условно. Фашистские партии и движения последующего периода, особенно современные, все более явно дистанцируются от этатистских установок. Если судить по их сегодняшним документам, то их в первую очередь интересует контроль не столько за экономикой, сколько за общественно-политическими и ин формационными структурами и идеологическо-публицистическими процессами. Может ли быть неэтатистский фашизм, покажет лишь практика (чего, разумеется, никак бы не хотелось).
Сказанное позволяет представить себе обобщенную самохарактеристику фашизма, отражающую его идеологические и практически-политические установки. Его цель — возрождение и оздоровление в своей стране "титульной" нации, рассматриваемой как этническо-биологическое единство, укоренение в ней изначальных, исконных ценностей, придание ей единственно эффективной формы общественной организации, основанной на приоритете государственных интересов и на жестко структурированной системе управления, замыкающейся на личности единовластно го вождя, исключение любых чужеродных (а, следовательно, подрывных, болезнетворных) влияний и решение на этой основе всех кризисных проблем, от которых страдает народная общность. Методы фашизма — организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, разрушение существующих властных структур, унификация общественной жизни, подавление любых форм противодействия с применением, в случае необходимости, самых крайних средств. Его враги внутри страны — национальные меньшинства, прежде всего иммигранты, левые (от коммунистов до социал-демократов) и другие политические партии, отстаивающие принципы демократии и правового государства, вовне — те страны, которые на данном этапе выступают как источник тлетворного влияния, интриг и угрозы без опасности нации.
Другая разновидность фашизма - германский национал - социализм, ведущим идеологом выступил А.Гитлер. Для него характерны больший вес реакционной мифологии (знаменитый германский миф об "арийской нордической расе", крови и почве), более ярко выраженный, чем в Италии, тоталитарный характер государства, откровенный расизм (вместо культа государственного величия у Муссолини).
В то же время общими для всех разновидностей фашизма являются следующие идеи:
1) Идея о преимущественных социальных и политических правах избранного народа - ариев (индо-германцев);
2) Из нее вытекает необходимость политической поддержки государством культуросозидающих рас (немцы, англичане и скандинавские народы германской группы);
3) Ограничение жизненного пространства для этносов, "поддерживающих культуру" (славяне, народы Азии и Латинской Америки);
4) Уничтожение культуроразрушающих народов - "паразитов" (негров, евреев, цыган);
5) Воспитание нового типа личности, свободного от ограничений разума, от отравляющих волю и естественные властные и агрессивные инстинкты человека "химер" - совести и нравственности, требований личной свободы и независимости;
6) Из этого вытекает абсолютное подчинение общества одной идеологии, одной политической партии и одному вождю (фюреру, дуче).
Помимо Германии и Италии 20-х - 40-х гг., исследователи также обнаруживают элементы и признаки фашизма в Испании при диктаторе Франко, в Японии 30-х - 40-х гг., в Португалии при Салазаре, в Греции конца 60-х (режим "черных полковников"), в отдельные периоды новейшей истории в ЮАР (апартеид), в Уганде (диктатура Иди Амина), Гаити (при Дювалье), Бразилии и Чили (военная хунта А.Пиночета).
Другая, более широкая и современная версия природы фашизма понимает его не как идеологию, имеющую определенное идейное содержание, а как тип политического правления, при котором подавляются демократические права и свободы, осуществляется массовый террор против противников правящего режима и провозглашается верховенство прав определенного класса, нации или расы. В соответствии с подобным подходом группа экспертов Российской академии наук на основе президентского запроса в 1995 г. сформулировала определение фашизма, соответствующее современной ситуации.
В соответствии с этим определением, в качестве идейной основы фашизма могут рассматриваться доктрины, утверждающие превосходство расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, будь то идеологи "привилегированного положения коренного населения", приверженцы "подлинной веры", "класса - гегемона истории". Соглашаясь либо не соглашаясь с подобным определением, необходимо все же отметить его слишком тесную связь с современной российской политической конъюнктурой, а также возможность ее использования с целью подавления деятельности целого спектра движений (леворадикального, национал - патриотического и др.), оппозиционных действующей власти.
Наглядная агитация была поставлена фашистами на невероятную высоту: многотысячные парады, факельные шествия, стройные шеренги солдат, образующие в марше гигантскую паучью свастику, красно-черные штандарты...
Весь мир увидел это зловещее великолепие в документальном фильме Лени Рифеншталь "Триумф воли" (1935), признанном лучшим пропагандистским фильмом в истории. Фильм посвящен VI съезду нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году и напоминает гигантскую постановку оперы Вагнера.
Знаменитая в 20-е годы танцовщица Рифеншталь сделалась настоящей "звездой", сыграв в нескольких "горных" (снятых в горах) фильмах, воспевающих силу немецкого духа и красоту немецкого тела. В 1932 году она сняла свой первый фильм "Голубой свет" , - мистическую историю в традициях немецкого киноэкспрессионизма о дикой и невинной обитательнице гор Джунде, которая знает тайну горных кристаллов, излучающих магический голубой свет. Столкнувшись с людьми и цивилизацией, она теряет свои идеалы. Позднее Ленин сравнила свою судьбу с придуманной ею судьбой Джунды.
Ее имидж героической, властной и решительной суперженщины, холодной и асексуальной королевы-покорительницы гор был полной противоположностью имиджа Марлен Дитрих, которая ненавидела Рифеншталь, найдя в ней достойную конкурентку. Рифеншталь познакомилась с Гитлером до того, как он пришел к власти. Потрясенная его выступлением на одном из митингов, она написала ему письмо с просьбой о встрече. Положительный ответ пришел неожиданно быстро: оказалось, что Гитлер был ее поклонником. Она так описывает впечатление от первой встречи с будущим Фюрером: "До этого Гитлер казался мне страшным. Он никогда не привлекал меня как мужчина. Но при личном общении он оказался очень доброжелательным человеком. От него шла такая мощная энергетика, что собеседник просто не замечал конкретных черт его лица, усов. Он подавлял и усыплял волю человека. Почувствовав это, я пыталась сопротивляться, но это было практически невозможно. Он сказал мне: "Ты должна снимать мои фильмы!" Я ответила: "Я художник, я актриса. Я могу делать только то, что мне интересно, в чем я могу участвовать сама". Он сказал, что когда я стану взрослее, я пойму, что он хотел от меня" .
В дневниках Йозефа Геббельса, министра пропаганды, Рифеншталь упоминается неоднократно. Она сама сейчас отрицает приватные встречи с Гитлером, Геббельсом и другими представителями нацистской верхушки, так же, как свидетельства о том, что она была любовницей некоторых из них. "Геббельс был лживым монстром! Он возненавидел меня за то, что я отказалась стать его женой. Он был не в моем вкусе, и я прямо ему сказала об этом. Он стал моим личным врагом". Однако, именно из рук Геббельса Рифеншталь получала высшие нацистские награды за "выдающийся вклад в немецкое искусство и художественное воплощение образа Фюрера".
В 1936 году в Берлине прошли Олимпийские игры. По мнению нацистских идеологов, это была подходящая возможность продемонстрировать всему миру превосходство арийской расы. Гитлер был чрезвычайно огорчен, что среди победителей Олимпиады были не только немцы, но и негры.
Рифеншталь проделала поистине титанический труд, запечатлев каждый момент игр. 21 апреля 1938 года, в 49-й день рождения Гитлера, состоялась премьера монументального четырехчасового суперфильма "Олимпия", ставшего шедевром и легендой мирового кино и до сих пор называемого критиками в десятке лучших фильмов всех времен и народов. Подсчитано, что в нем задействовано полтора миллиона персонажей.
"Олимпия" пронизана ницшеанским духом, в каждом кадре фильма воплощена идея о сверхчеловеке, супермене. Культ обнаженного мужского тела, занимающий центральное место в фильме Рифеншталь, был характерен для официального нацистского искусства. Мужчина-воин, мужчина-поработитель, сверхчеловек - излюбленный образ многих официальных нацистских художников, таких, как Арно Брекер, в чьих угрюмых, напряженных и устрашающих скульптурах - нагромождении мускулов и мяса, источающем силу и агрессию -отразилась гигантомания фашизма.
Известно, что Гитлер был несостоявшимся художником. Его идиллические натюрморты и пейзажи, пользующиеся сейчас невероятным спросом на аукционах благодаря посмертной славе Маэстро, поражают необязательностью (ненужностью) мельчайших деталей и подробностей, типично немецкой аккуратностью (тщательностью) и абсолютной неоригинальностью. Такие жизнерадостные картинки можно приобрести на улицах всех столиц мира.
Свои нереализовавшиеся художнические амбиции Гитлер сполна воплотил в нацистском искусстве, столь же неоригинальном, как и его собственное творчество. В социальном спиче, посвященном задачам нацистского искусства, он провозгласил: "Настоящее искусство должно нести в себе отпечаток красоты. Все, что здорово - то правильно и естественно. Все, что правильно и естественно - то красиво. Наша задача - раскрыть эту красоту!"
Псевдоклассицизм и псевдоакадемизм фашистского стиля был призван продемонстрировать преемственность Третьего Рейха к античной культуре и цивилизации. "Олимпия" начинается с описания истории Олимпийских игр, и античные статуи "оживают" у Рифеншталь в образах обнаженных немецких атлетов и спортсменов со свастикой на груди. Спортивные снаряды в их руках выглядят не менее устрашающе, чем настоящее оружие. И, хотя сама Рифеншталь упорно отрицает свое родство с официальным фашистским искусством, характеризуя его как китч, она не просто воплотила в кинематографе фашистский стиль - она была одним из создателей этого стиля.
После разгрома фашизма, в период денацификации Германии, Рифеншталь предстала перед судом, подробно освещавшемся в западной прессе. Ей были предъявлены серьезные обвинения, в том числе - использование в фильме "Тифланд" (1940, закончен в 1954) цыган из концлагеря. Она решительно отрицала все обвинения, заявляя, что занималась искусством, а не политикой или идеологией. Поскольку Рифеншталь не была членом нацистской партии, она была признана судом лишь "симпатизировавшей нацистам" и избежала тюрьмы.
Иная ситуация сложилась в веймарской Германии. Победе нацистов в 1933 г. предшествовала их продолжительная работа в рамках парламентского государства. Благодаря этому, а также вследствие известной политической прозорливости нацистских лидеров, молодежная политика как таковая стала существенной и самостоятельной частью деятельности НСДАП.
Нацисты имели возможность воспользоваться предшествующим опытом. Уже с 80-х годов XIX века лидирующую роль в работе с подрастающим поколением играло движение “фелькише”, состоявшее из многочисленных организаций националистического, шовинистического толка, проповедовавших пангерманизм, расизм и антисемитизм. В 20-х гг. века нынешнего конкуренцию им составили собственно нацистские молодежные союзы. Но вплоть до 1933 г. молодежные структуры НСДАП вынуждены были делить влияние с другими, идеологически, безусловно, родственными – такими как “Гроссдойчер бунд” (“Великогерманский союз”), Немецкий национальный союз молодежи, “Немецкий народный молодежный отряд”, тюрингская “Адлер унд фальке” (“Орел и сокол”) и др.
По примеру итальянцев, в массы был брошен лозунг: “Национал-социализм – это организованная воля молодежи!”. Нацисты сразу же занялись активной вербовкой юношества в свои ряды. “Для немецкой молодежи сейчас неподходящее время изучать философию и сидеть за письменными столами. Сейчас необходимо: вперед, в штурмовые отряды, спасать Германию” , - призывал Дитрих Эккарт. Особое внимание уделялось студенчеству, “носителям немецкого будущего”. Во время обучения доходы подавляющего большинства из них находились ниже прожиточного уровня. Более трети студентов были вынуждены сами зарабатывать на обучение. А идейные традиции – университеты в Германской империи всегда были кузницей шовинистических, пангерманистских установок – вкупе с заметным уклоном влево, вызванным послевоенными кризисами (и, как следствие, выходом заметной части студентов из-под влияния крайне правых союзов “фелькише”), общий идейный разброд в послевоенном поколении – все это представляло из себя идеальную почву для нацистских посевов.
В национал-социалистической Германии культивировались такие элементы культуры, которые должны были свидетельствовать о высоком этническом статусе немцев. Годы нацизма были для немцев временем этнического романтизма, соединенного с мистицизмом и иррационализмом. Насаждались древнегерманские дохристианские имена, символы и культы, в элитных кругах внедрялись псевдогерманские ритуалы и праздники; печатные шрифты стилизовались под готические; разрабатывался особый, монументальный, архитектурный стиль. Обращение к древнегерманским сагам служило формированию новых “духовных ценностей”. Активно насаждалась вера в реинкарнацию: души эсэсовцев получали германские “доблести” от далеких предков как бы в чистом виде. В.Райх писал по этому поводу: “Бесполезно выдвигать разумные доводы против фашизма, который нарциссически уверен в величайшем превосходстве своего германского духа только потому, что он оперирует иррациональными чувствами, а не доводами разума. Поэтому попытки доказать фашисту, что негры и итальянцы не стоят “ниже” германцев в расовом отношении, обречены на неудачу. Он ощущает, что “выше”, вот и все” .
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-Х ГГ В СССР.
В дискуссии по вопросу о культуре советского периода в настоящее время четко выделяются два подхода. Сторонники первого определяют ее как люмпенскую культуру, культуру, не представляющую ценности. Вторые рассматривают культуру с учетом конкретно-исторических условий ее развития, богатой крупны¬ми достижениями в различных сферах и одновременно серьезными ошибками.
Ненаучность рассмотрения культуры советского периода как люмпенской, не имеющей исторического значения очевидна. Несомненно, что развитие культуры в годы советской власти было связано с противоречиями всей тотали¬тарной и авторитарной систем. Следует также учитывать противостояние в обществе двух культур — общечеловеческой, живой и демократической, фор¬мирующей передовое сознание многих людей, и официальной, прославляю¬щей существующую общественную систему с ее парадностью и моноидеоло¬гией. Нельзя не принимать во внимание и непризнанную в свое время культуру инакомыслия и оппозиции, культуру русского зарубежья.
С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной соб¬ственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руко¬водства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский (1874—1933). В Наркомпросе был образован отдел просве¬щения национальных меньшинств для управления делами культуры в нацио¬нальных регионах РСФСР.
На местах под контролем местных Советов были образованы отделы на¬родного образования.
Советской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации — Всероссийский учительский союз. Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры, такие, как «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т.п. Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Про¬леткульта — культурно-просветительской организации пролетарской самоде-ятельности при Наркомпросе. Она возникла осенью 1917 г., имела более 200 местных организаций, деятельность которых могла быть в общем оценена положительно. Однако распространяемые Пролеткультом «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно .
С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управ¬ления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса. Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культур¬ной революции. Ее важнейшими задачами явились: фор-мирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация не¬грамотности населения, создание новой системы народного образования, все¬общее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широ¬ких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров на¬родной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.
Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская ин¬теллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разде¬лилась на.....
Введение
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФАШИЗМА
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-Х ГГ В СССР
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы исследования. Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационали-зации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции стали НТР, которые не только необычай¬но увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаи¬мопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драмати¬ческие военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточай¬шие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближе¬ние становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в та¬ких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной вой¬ны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного ре¬шения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.
Выявляемые при этом закономерности, помимо важного значения в теоретическом плане, имеют несомненную практическую значимость, служат дополнительным аргументом в пользу необходимости дальнейшего углубления изучения культуры в межвоенный период.
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом - партийные и личные. Тоталитарные режимы показывают обратное.
Вышеизложенное определило цель исследования - дать оценку развитию заподноевропейской культуры различных направлений в изобразительном искусстве, литературе в период между первой и второй мировой войной.
В этой связи в работе поставлены следующие основные задачи:
• исследовать процесс становления и развития культуры запада в конце 19 начале 20 века:
• показать эволюцию подходов к различным направлениям в искусстве начала 20 века:
• проанализировать тенденции в философии искусства и литературы в межвоенный период.
Степень разработанности проблемы. Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направле¬ний. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусо¬вершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей твор¬чества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей куль¬туры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми сред¬ствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить гло¬бальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.
Поэтому выводы исследования, который следует непосредственно по следам развивающихся событий, не могут пока претендовать на исчерпывающие.
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФАШИЗМА
Провозглашение нации основной ячейкой и движущей силой общественного устройства в рамках мировой истории обеспечивает фашизму решение двоякой задачи. С одной стороны, идеологическая система приобретает целеполагание. Смысл мобилизационных усилий вроде бы не сводится к решению чисто прагматических задач, к простой борьбе человека за выживание. Они наполняются общественным идеалом — борьбой за спасение, укрепление, расширение влияния своей нации, выступающей в роли носителя позитивного начала, способного осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: "Немецкий дух — весь мир оздоровит" ). С другой стороны, приобретал реальные формы необходимый для существования фашизма конкретный враг, на счет которого можно было бы отнести все провалы, неудачи, беды: другая нация — злоумышленник, носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, изверг, питающий зловещие планы. Такой враг полезен для внутренней политики, ибо открывает возможность канализировать недовольство (национальное меньшинство, ведущее подрывную политику). Он не менее важен и во внешней политике — для объяснения причин неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.п.
Является ли этатизм неотъемлемой чертой фашистской идеологии и как он соотносится с традиционными консервативными ценностями? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Сами по себе этатизм и связанный с ним социальный патернализм не чужды традиционному консерватизму. Ставка на жесткое регламентирование общественной жизни как бы предполагает широкомасштабное вмешательство государства в экономическую жизнь и заботу о социально ущемленных гражданах. В некоторых странах классического фашизма (прежде всего в нацистской Германии) этатистская направленность, дополненная патернализмом, прослеживалась очень четко. Однако применительно к другим странам об этатистских склонностях можно было говорить лишь условно. Фашистские партии и движения последующего периода, особенно современные, все более явно дистанцируются от этатистских установок. Если судить по их сегодняшним документам, то их в первую очередь интересует контроль не столько за экономикой, сколько за общественно-политическими и ин формационными структурами и идеологическо-публицистическими процессами. Может ли быть неэтатистский фашизм, покажет лишь практика (чего, разумеется, никак бы не хотелось).
Сказанное позволяет представить себе обобщенную самохарактеристику фашизма, отражающую его идеологические и практически-политические установки. Его цель — возрождение и оздоровление в своей стране "титульной" нации, рассматриваемой как этническо-биологическое единство, укоренение в ней изначальных, исконных ценностей, придание ей единственно эффективной формы общественной организации, основанной на приоритете государственных интересов и на жестко структурированной системе управления, замыкающейся на личности единовластно го вождя, исключение любых чужеродных (а, следовательно, подрывных, болезнетворных) влияний и решение на этой основе всех кризисных проблем, от которых страдает народная общность. Методы фашизма — организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, разрушение существующих властных структур, унификация общественной жизни, подавление любых форм противодействия с применением, в случае необходимости, самых крайних средств. Его враги внутри страны — национальные меньшинства, прежде всего иммигранты, левые (от коммунистов до социал-демократов) и другие политические партии, отстаивающие принципы демократии и правового государства, вовне — те страны, которые на данном этапе выступают как источник тлетворного влияния, интриг и угрозы без опасности нации.
Другая разновидность фашизма - германский национал - социализм, ведущим идеологом выступил А.Гитлер. Для него характерны больший вес реакционной мифологии (знаменитый германский миф об "арийской нордической расе", крови и почве), более ярко выраженный, чем в Италии, тоталитарный характер государства, откровенный расизм (вместо культа государственного величия у Муссолини).
В то же время общими для всех разновидностей фашизма являются следующие идеи:
1) Идея о преимущественных социальных и политических правах избранного народа - ариев (индо-германцев);
2) Из нее вытекает необходимость политической поддержки государством культуросозидающих рас (немцы, англичане и скандинавские народы германской группы);
3) Ограничение жизненного пространства для этносов, "поддерживающих культуру" (славяне, народы Азии и Латинской Америки);
4) Уничтожение культуроразрушающих народов - "паразитов" (негров, евреев, цыган);
5) Воспитание нового типа личности, свободного от ограничений разума, от отравляющих волю и естественные властные и агрессивные инстинкты человека "химер" - совести и нравственности, требований личной свободы и независимости;
6) Из этого вытекает абсолютное подчинение общества одной идеологии, одной политической партии и одному вождю (фюреру, дуче).
Помимо Германии и Италии 20-х - 40-х гг., исследователи также обнаруживают элементы и признаки фашизма в Испании при диктаторе Франко, в Японии 30-х - 40-х гг., в Португалии при Салазаре, в Греции конца 60-х (режим "черных полковников"), в отдельные периоды новейшей истории в ЮАР (апартеид), в Уганде (диктатура Иди Амина), Гаити (при Дювалье), Бразилии и Чили (военная хунта А.Пиночета).
Другая, более широкая и современная версия природы фашизма понимает его не как идеологию, имеющую определенное идейное содержание, а как тип политического правления, при котором подавляются демократические права и свободы, осуществляется массовый террор против противников правящего режима и провозглашается верховенство прав определенного класса, нации или расы. В соответствии с подобным подходом группа экспертов Российской академии наук на основе президентского запроса в 1995 г. сформулировала определение фашизма, соответствующее современной ситуации.
В соответствии с этим определением, в качестве идейной основы фашизма могут рассматриваться доктрины, утверждающие превосходство расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, будь то идеологи "привилегированного положения коренного населения", приверженцы "подлинной веры", "класса - гегемона истории". Соглашаясь либо не соглашаясь с подобным определением, необходимо все же отметить его слишком тесную связь с современной российской политической конъюнктурой, а также возможность ее использования с целью подавления деятельности целого спектра движений (леворадикального, национал - патриотического и др.), оппозиционных действующей власти.
Наглядная агитация была поставлена фашистами на невероятную высоту: многотысячные парады, факельные шествия, стройные шеренги солдат, образующие в марше гигантскую паучью свастику, красно-черные штандарты...
Весь мир увидел это зловещее великолепие в документальном фильме Лени Рифеншталь "Триумф воли" (1935), признанном лучшим пропагандистским фильмом в истории. Фильм посвящен VI съезду нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году и напоминает гигантскую постановку оперы Вагнера.
Знаменитая в 20-е годы танцовщица Рифеншталь сделалась настоящей "звездой", сыграв в нескольких "горных" (снятых в горах) фильмах, воспевающих силу немецкого духа и красоту немецкого тела. В 1932 году она сняла свой первый фильм "Голубой свет" , - мистическую историю в традициях немецкого киноэкспрессионизма о дикой и невинной обитательнице гор Джунде, которая знает тайну горных кристаллов, излучающих магический голубой свет. Столкнувшись с людьми и цивилизацией, она теряет свои идеалы. Позднее Ленин сравнила свою судьбу с придуманной ею судьбой Джунды.
Ее имидж героической, властной и решительной суперженщины, холодной и асексуальной королевы-покорительницы гор был полной противоположностью имиджа Марлен Дитрих, которая ненавидела Рифеншталь, найдя в ней достойную конкурентку. Рифеншталь познакомилась с Гитлером до того, как он пришел к власти. Потрясенная его выступлением на одном из митингов, она написала ему письмо с просьбой о встрече. Положительный ответ пришел неожиданно быстро: оказалось, что Гитлер был ее поклонником. Она так описывает впечатление от первой встречи с будущим Фюрером: "До этого Гитлер казался мне страшным. Он никогда не привлекал меня как мужчина. Но при личном общении он оказался очень доброжелательным человеком. От него шла такая мощная энергетика, что собеседник просто не замечал конкретных черт его лица, усов. Он подавлял и усыплял волю человека. Почувствовав это, я пыталась сопротивляться, но это было практически невозможно. Он сказал мне: "Ты должна снимать мои фильмы!" Я ответила: "Я художник, я актриса. Я могу делать только то, что мне интересно, в чем я могу участвовать сама". Он сказал, что когда я стану взрослее, я пойму, что он хотел от меня" .
В дневниках Йозефа Геббельса, министра пропаганды, Рифеншталь упоминается неоднократно. Она сама сейчас отрицает приватные встречи с Гитлером, Геббельсом и другими представителями нацистской верхушки, так же, как свидетельства о том, что она была любовницей некоторых из них. "Геббельс был лживым монстром! Он возненавидел меня за то, что я отказалась стать его женой. Он был не в моем вкусе, и я прямо ему сказала об этом. Он стал моим личным врагом". Однако, именно из рук Геббельса Рифеншталь получала высшие нацистские награды за "выдающийся вклад в немецкое искусство и художественное воплощение образа Фюрера".
В 1936 году в Берлине прошли Олимпийские игры. По мнению нацистских идеологов, это была подходящая возможность продемонстрировать всему миру превосходство арийской расы. Гитлер был чрезвычайно огорчен, что среди победителей Олимпиады были не только немцы, но и негры.
Рифеншталь проделала поистине титанический труд, запечатлев каждый момент игр. 21 апреля 1938 года, в 49-й день рождения Гитлера, состоялась премьера монументального четырехчасового суперфильма "Олимпия", ставшего шедевром и легендой мирового кино и до сих пор называемого критиками в десятке лучших фильмов всех времен и народов. Подсчитано, что в нем задействовано полтора миллиона персонажей.
"Олимпия" пронизана ницшеанским духом, в каждом кадре фильма воплощена идея о сверхчеловеке, супермене. Культ обнаженного мужского тела, занимающий центральное место в фильме Рифеншталь, был характерен для официального нацистского искусства. Мужчина-воин, мужчина-поработитель, сверхчеловек - излюбленный образ многих официальных нацистских художников, таких, как Арно Брекер, в чьих угрюмых, напряженных и устрашающих скульптурах - нагромождении мускулов и мяса, источающем силу и агрессию -отразилась гигантомания фашизма.
Известно, что Гитлер был несостоявшимся художником. Его идиллические натюрморты и пейзажи, пользующиеся сейчас невероятным спросом на аукционах благодаря посмертной славе Маэстро, поражают необязательностью (ненужностью) мельчайших деталей и подробностей, типично немецкой аккуратностью (тщательностью) и абсолютной неоригинальностью. Такие жизнерадостные картинки можно приобрести на улицах всех столиц мира.
Свои нереализовавшиеся художнические амбиции Гитлер сполна воплотил в нацистском искусстве, столь же неоригинальном, как и его собственное творчество. В социальном спиче, посвященном задачам нацистского искусства, он провозгласил: "Настоящее искусство должно нести в себе отпечаток красоты. Все, что здорово - то правильно и естественно. Все, что правильно и естественно - то красиво. Наша задача - раскрыть эту красоту!"
Псевдоклассицизм и псевдоакадемизм фашистского стиля был призван продемонстрировать преемственность Третьего Рейха к античной культуре и цивилизации. "Олимпия" начинается с описания истории Олимпийских игр, и античные статуи "оживают" у Рифеншталь в образах обнаженных немецких атлетов и спортсменов со свастикой на груди. Спортивные снаряды в их руках выглядят не менее устрашающе, чем настоящее оружие. И, хотя сама Рифеншталь упорно отрицает свое родство с официальным фашистским искусством, характеризуя его как китч, она не просто воплотила в кинематографе фашистский стиль - она была одним из создателей этого стиля.
После разгрома фашизма, в период денацификации Германии, Рифеншталь предстала перед судом, подробно освещавшемся в западной прессе. Ей были предъявлены серьезные обвинения, в том числе - использование в фильме "Тифланд" (1940, закончен в 1954) цыган из концлагеря. Она решительно отрицала все обвинения, заявляя, что занималась искусством, а не политикой или идеологией. Поскольку Рифеншталь не была членом нацистской партии, она была признана судом лишь "симпатизировавшей нацистам" и избежала тюрьмы.
Иная ситуация сложилась в веймарской Германии. Победе нацистов в 1933 г. предшествовала их продолжительная работа в рамках парламентского государства. Благодаря этому, а также вследствие известной политической прозорливости нацистских лидеров, молодежная политика как таковая стала существенной и самостоятельной частью деятельности НСДАП.
Нацисты имели возможность воспользоваться предшествующим опытом. Уже с 80-х годов XIX века лидирующую роль в работе с подрастающим поколением играло движение “фелькише”, состоявшее из многочисленных организаций националистического, шовинистического толка, проповедовавших пангерманизм, расизм и антисемитизм. В 20-х гг. века нынешнего конкуренцию им составили собственно нацистские молодежные союзы. Но вплоть до 1933 г. молодежные структуры НСДАП вынуждены были делить влияние с другими, идеологически, безусловно, родственными – такими как “Гроссдойчер бунд” (“Великогерманский союз”), Немецкий национальный союз молодежи, “Немецкий народный молодежный отряд”, тюрингская “Адлер унд фальке” (“Орел и сокол”) и др.
По примеру итальянцев, в массы был брошен лозунг: “Национал-социализм – это организованная воля молодежи!”. Нацисты сразу же занялись активной вербовкой юношества в свои ряды. “Для немецкой молодежи сейчас неподходящее время изучать философию и сидеть за письменными столами. Сейчас необходимо: вперед, в штурмовые отряды, спасать Германию” , - призывал Дитрих Эккарт. Особое внимание уделялось студенчеству, “носителям немецкого будущего”. Во время обучения доходы подавляющего большинства из них находились ниже прожиточного уровня. Более трети студентов были вынуждены сами зарабатывать на обучение. А идейные традиции – университеты в Германской империи всегда были кузницей шовинистических, пангерманистских установок – вкупе с заметным уклоном влево, вызванным послевоенными кризисами (и, как следствие, выходом заметной части студентов из-под влияния крайне правых союзов “фелькише”), общий идейный разброд в послевоенном поколении – все это представляло из себя идеальную почву для нацистских посевов.
В национал-социалистической Германии культивировались такие элементы культуры, которые должны были свидетельствовать о высоком этническом статусе немцев. Годы нацизма были для немцев временем этнического романтизма, соединенного с мистицизмом и иррационализмом. Насаждались древнегерманские дохристианские имена, символы и культы, в элитных кругах внедрялись псевдогерманские ритуалы и праздники; печатные шрифты стилизовались под готические; разрабатывался особый, монументальный, архитектурный стиль. Обращение к древнегерманским сагам служило формированию новых “духовных ценностей”. Активно насаждалась вера в реинкарнацию: души эсэсовцев получали германские “доблести” от далеких предков как бы в чистом виде. В.Райх писал по этому поводу: “Бесполезно выдвигать разумные доводы против фашизма, который нарциссически уверен в величайшем превосходстве своего германского духа только потому, что он оперирует иррациональными чувствами, а не доводами разума. Поэтому попытки доказать фашисту, что негры и итальянцы не стоят “ниже” германцев в расовом отношении, обречены на неудачу. Он ощущает, что “выше”, вот и все” .
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-Х ГГ В СССР.
В дискуссии по вопросу о культуре советского периода в настоящее время четко выделяются два подхода. Сторонники первого определяют ее как люмпенскую культуру, культуру, не представляющую ценности. Вторые рассматривают культуру с учетом конкретно-исторических условий ее развития, богатой крупны¬ми достижениями в различных сферах и одновременно серьезными ошибками.
Ненаучность рассмотрения культуры советского периода как люмпенской, не имеющей исторического значения очевидна. Несомненно, что развитие культуры в годы советской власти было связано с противоречиями всей тотали¬тарной и авторитарной систем. Следует также учитывать противостояние в обществе двух культур — общечеловеческой, живой и демократической, фор¬мирующей передовое сознание многих людей, и официальной, прославляю¬щей существующую общественную систему с ее парадностью и моноидеоло¬гией. Нельзя не принимать во внимание и непризнанную в свое время культуру инакомыслия и оппозиции, культуру русского зарубежья.
С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной соб¬ственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руко¬водства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский (1874—1933). В Наркомпросе был образован отдел просве¬щения национальных меньшинств для управления делами культуры в нацио¬нальных регионах РСФСР.
На местах под контролем местных Советов были образованы отделы на¬родного образования.
Советской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации — Всероссийский учительский союз. Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры, такие, как «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т.п. Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Про¬леткульта — культурно-просветительской организации пролетарской самоде-ятельности при Наркомпросе. Она возникла осенью 1917 г., имела более 200 местных организаций, деятельность которых могла быть в общем оценена положительно. Однако распространяемые Пролеткультом «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно .
С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управ¬ления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса. Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культур¬ной революции. Ее важнейшими задачами явились: фор-мирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация не¬грамотности населения, создание новой системы народного образования, все¬общее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широ¬ких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров на¬родной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.
Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская ин¬теллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разде¬лилась на.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?