Политические аспекты формирования национальной идентичности
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.... 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.1 Концептуальные аспекты проблемы национальной идентичности 8
1.2 Характеристика категории «национальная идентичность» в
политической науке 28
2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 42
2.1 Особенности развития национальной идентичности в Казахстане 42
2.2 Политика государства в решении вопросов национальной
идентичности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Концептуальные аспекты проблемы национальной идентичности
Проблема исследования природы и специфики национальной идентично¬сти в сфере межнациональных и межэтнических отношений в последнее время на острие обществоведческой мысли. Межнациональные отношения, отноше¬ния между этническими группами рассматриваются современными исследова¬телями самых разных направлений, как одна из наиболее сложных сфер соци¬альной жизни. Эти отношения не существуют сами по себе, они являются про¬дуктом социально-экономических, политических, культурных, психологиче¬ских факторов, и определяются этим взаимодействием. В этих отношениях, больше, чем в какой-либо иной области общественных отношений, дают о себе знать традиции, взгляды и привычки, унаследованные от исторического про¬шлого.
Рядом ученых в теоретической разработке изучения материалов по этни¬ческим группам, находящихся в спокойной ситуации межнационального взаи¬модействия и обстановке разного уровня напряжений и конфликтов, выделено 7 типов этнонациональной идентификации:
Нормальная идентификация, при которой, образ своего народа, распро¬страняется как положительный и имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм не переходящий в фаворитизм, толерантные установки, на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. При нормальной идентичности люди могут испытывать разную по¬требность в ассоциированности с этнической группой и разный уровень консолидированности, все это зависит от типа личности и от ситуации. «Отклонения от нормы» может идти в направлении нарастания этничности и в направлении, ее угасания и даже отрицания.
Этническая идентичность представляет собой акцентированное отноше-ние к значимости своего этноса, его некритичные предпочтения. В такой иден-тичности присутствуют элементы неагрессивного этноизоляционизма, замкну-тости. В некоторых культурах элементы замкнутости программируются тради¬ционными нормами, часто связанными с соблюдением религиозных правил. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха беспокойства, напря¬женности. В когнитивной сфере разделяются лозунги типа «Все для нации, ничего против нации». Этноцентризм в каких-то вариантах граничит с этно-эгоизмом или этноизоляционизмом, переходя в них в своих крайних формах
Этнодоминированная идентичность фиксирует такое состояние самосоз-нания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, представитель профессии, защитник отечества).
Достижение национально ориентированных целей, интересы своего на-рода начинают восприниматься как, безусловно, доминирующие («Мы все клетки одного великого организма по имени нация», «Кто не с нами, тот про-
тив нас»). Такая идентичность обычно сопровождается преувеличенными тре-бованиями к уважению прав народа ставящихся выше прав человека, представ¬лению о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в от¬ношении других этнических групп, признанием ее правомерности. «Этнических чисток» осознанных стремлением не «смешиваться» с другими национально¬стями (эксклюзивизм). Данный тип идентичности близок к бытовому представ¬лению о национализме.
При этническом фанатизме доминируют этнические интересы и цели (часто ошибочно понимаемые), которые сопровождаются готовностью идти во имя их на жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип идентичности представляет собой крайнюю форму агрессивности.
При этнической индифферентности люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и дру¬гих народов. Они свободны в своем поведении от строгого следования этниче¬ским нормам и традициям. На поведение в любых сферах деятельности их соб¬ственная этническая принадлежность или этничность других никак не влияет.
Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой полное от-рицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Декларируется свобода от всего, что связано с этническими феноменами, а этническая и на-циональная идентифицированность квалифицируется как вредные. Провоз-глашается статус «человека мира» и своя приверженность ему. Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности является этноущемлен-ная идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности с другой. Отсюда избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание вся¬кой этничности.
Амбивалентная идентичность невыраженная, а иногда «сдвоенная», или даже «строенная», этот тип идентичности достаточно распространен в этниче-ски смешанной среде
Реальное место этнической идентичности какой-то группы людей, от-дельного гражданина зачастую может определяться не каким-то одним из на-званных типов, а несколькими. Кроме того, самих типов и видов идентичностей людей может быть и больше. Эта типологизация полезна для понимания реаль¬ных отношений в сфере этничности и недопущения разных политических спе¬куляций от гиперболизации значения этничности, этнических чувств человека до попыток вообще убрать даже сами понятия "национальное", "этническое" из обихода системы информации и публикации. В этнических конфликтах межэт¬нической напряженности, в использовании этничности в борьбе за власть "ви¬новата не сама этничность этнонациональное самосознание". В разных ситуа¬циях и для разных групп национальная идентичность может играть то более, то менее существенную роль по сравнению с другими формами групповой иден¬тичности.
Несмотря на то, что еще мало кто всерьез задумывался о происхождении этого понятия и его развитии и возможных изъянах, а также о путанице связан-
ной с его применением, исследователи активно ведут поиск конструктивных способов анализа, механизмов формирования национальной идентичности. По¬литические представления формирования национальной идентификации могут быть найдены во множестве источников в различных формах. Гораздо труднее исследовать роль местного повседневного опыта в механизмах формирования политической и национальной идентичности. Мы полагаем, что это задача дальнейшего изучения политики формирования национальной идентичности в современных условиях развития Казахстана. Но прежде необходимо обратится к истории развития данного понятия.
В XII-XVIII веках в ходу были понятия "национального духа", "гения на¬
ции" и "национального характера" их использовали Шефтсбери, Руссо, Кант. В
XIX веке, когда национализм стал реальной политической силой и впервые в
европейской истории возникли государства, основанные на сознательном
воплощении национальной идеи - Греция, Бельгия - заговорили о "националь¬ном сознании" и "национальном самосознании".
Марксистско-ленинская теория, преобладавшая в общественном созна-нии в советский период и предложенные ими пути достижения свободы и ра-венства, преодоления противоречий капитализма, оказались не соответствую-щими реалиями социальной жизни. Диктатура пролетариата оказалась неосу-ществима, толкала к насилию над действительностью. Феномен антикапита-лизма как романтического истолкования равенства и свободы не теряет своей актуальности и в наши дни. Кроме того, фактором и условием «усредняющим» личностное начало в «я», Маркс относит и такие формы социальной организа¬ции, как семья и государство. Разделение труда, социально- классовая структу¬ра общества осуществляется в условиях национально- культурной определен¬ности [4,254].
Только в XX веке, и особенно после 1945 года, "национальная идентич-ность" утвердилась как самый распространенный термин для обозначения со-циально-культурных аспектов нации, особенно для тех коллективных мнений, убеждений, настроений, которые характеризуют группу людей как нацию. На¬циональная идентичность является важнейшим способом изучения акта созна¬ния этнической границы. Действительно, только если люди (личности) разде¬ляют представления, которые становятся общими, и действуют на их основе, они становятся группой, а этничность может приобретать организационные и институциональные формы. Этнические маркеры могут быть единичными или представлять некий набор, или, может быть, систему. И значение, и набор та¬ких маркеров может меняться.
В своей статье О.М.Зотова «Идея европейского единства и национальная идентичность» замечает следующее: «В понятие коллективной, культурной идентичности входит общая память о прошлом, сознание преемственности, общей судьбы данного единства и его культуры, а также субъективное воспри¬ятие и понимание общего прошлого каждым поколением - этноистория этого коллектива, отличающаяся от суждения историка» [26].
Как мы заметили, понятие национальной идентичности имеет многогран-
ю
ное значение, в котором есть разнообразные горизонтальные и вертикальные связи. Одной из них является этничность, которая в последние два десятилетия становится одной из существенных переменных современного общества, что контрастирует с теоретическими представлениями о современности, описывае¬мой в универсалистских, глобалистских категориях. Рост этнического самосоз¬нания сопровождается ростом культурного плюрализма.
По мнению некоторых ученых, в новых национальных государствах про¬блема идентичности, политической и этнической становится многоуровневым явлением. К примеру, в государствах, где проживают многочисленные этносы, в политическом и этническом спектре представляющие государство, идентифи¬цируют себя с этим национальным государством и с этносом, представителями которых они являются. Другие же этносы, населяющие данное государство (на¬пример, корейцы, украинцы, уйгуры в Казахстане) имеют как бы неантагони¬стическую раздвоенность, в идентификации себя с национальным государст¬вом.
Существуют концепции политического национализма. Здесь основопола¬гающая схема выстроена следующим образом. Согласно таким концепциям, политический национализм представляет собой продукт стремления нацио¬нальной элиты. В большинстве государств национальная элита не является подлинно национальной в политическом смысле, скорее ее следует назвать космополитической. Новые этносоциальные и национально-гражданские иден¬тичности формируются в условиях принципиально новой трансформации об¬щества, характеризующиеся последствиями дезинтеграции и распада единой страны и прежней гражданской идентичности, глубинной перестройкой соци¬ально-экономической системы постсоветских стран, массовой деполитизацией общественного сознания, социальной активностью и инкорпорацией во власти новых этнократических элит и бизнес-элит, социальными реалиями экономиче¬ской ситуации страны [27]. По нашему мнению, главное, что должно интересо¬вать в национальной идентичности, не его происхождение, а его действенность. Почти все идеологии, когда- либо заводившие мир в тупик, были построены на основе идей, которые становились реальностью, если в них верили и внедряли их в жизненную практику. Тогда эти идеи превращались в мифы и обретали грандиозный энергетический потенциал, выражавшийся в кровавых революци¬ях и грандиозных завоевательных походах.
В социальных науках (политологии, этнологии, социальной антрополо-гии, культурологии, социологии) сформировались три основных теоретиче-ских направления в понимании этнического: примордиализм, инструментализм и конструктивизм, которые по-разному понимают и оценивают происходящее в этнической сфере.
Промордиализм (понимаемый, в самом широком значении как обращение к "корням") используется участниками межэтнического взаимодействия для придания смысла и значений своим действиям, а также внешними наблюдате¬лями, исследователями для объяснения происходящего. Это дополитический (внеполитический) национализм, когда подчеркивается родовая идентичность
11
на основе этнокультурных признаков. Исконность, естественность, как этниче¬ской принадлежности, так и этнообразующих признаков, маркирующих грани¬цы этнического, с точки зрения исследователя понимается как трансляция в по¬колениях представления о себе как об исключительной, инаковой группе в сравнении с соседствующими народами. В ситуации нестабильности и неопре¬деленности возникает установка на поиск как бы естественной, исконной, "примордиальной" социокультурной ниши, своеобразного укрытия. Повсе¬дневность превращается в пространство риска, но одновременно именно в по¬вседневности обнаруживаются структуры, способные защитить. Этнокультур¬ная идентичность оказывается одной из немногих значимых социальных идентичностей, выполняющих адаптивную функцию. Возникающая ситуация воспринимается наблюдателями как процесс "этнического возрождения", а самими действующими как "приобщение к корням", обращение к естественным, никогда не подводящим группам '"своих". При этом наблюдается усиление значимости этнической идентичности перед иными солидарностями, происходит процесс этнизации социального пространства.
Ииструментарскии дискурс понимания этничности. В мотивах и ин-тересах действующих присутствует внеэтнический компонент. Внеэтнические контексты этнических отношений довольно разнообразны: этническое лидерст¬во как сублимация психологических, личностных характеристик активистов; этничность как ресурс легитимации власти; этничность как способ борьбы за власть конкретного уровня и т.д. Разделенность социальной реальности на эт¬ническую, и внеэтническую исчезает за счет эмансипации, расширения внеэт-нического контекста на этнические социальные практики. Этничность выступа¬ет инструментом достижения внеэтнических целей. То есть здесь предполагает¬ся, что со временем этническое проблема активизируется как со стороны участ¬ников этнических отношений, так и со стороны представителей власти. Осоз¬нание проблемы неизбежно ведет к активности по ее "разрешению". Наблюда¬ется "забота" властей относительно этноориентированных организаций. Это выражается в признании значимости выдвигаемых требований, а также в ин¬ституциональном представительстве данного этнического сообщества в средст¬вах массовой информации, органах образования, структурах власти и т.д.
В рамках конструктивизма этничность понимается не как некоторая данность, а как результат созидания, как инновационный акт творческого вооб¬ражения. Это ситуация межэтнического взаимодействия в форме нарастания конфликта. При изменении ситуации (или восприятии акторами ситуации как изменившейся) это может быть вызвано возникновением сильного этногосу-дарственного центра, исчерпанием ресурсов власти у политических лидеров, маргинализацией этнической общности, изменением установок и идеологии доминирующего большинства, появлением новой когорты политиков и т. д. происходит переконструирование этнической идентичности путем актуализа¬ции иных этнообразующих признаков. Возникает иное отношение, по-прежнему называемое этничностью. Символическое этническое пространство расширяется, выходя за привычные и принятые другими границы. Это создает
12
условия для пересечения с другими символическими территориями. Возни-кающая референтная тема обладает мобилизующим потенциалом. Например, тема утраты этносом чего-либо мифически легендарного (территории, языка, веры и пр.) или тема обретения (например, государственности). Пересекающие¬ся символические территории можно определить как пограничье, обладающее взрывоопасным потенциалом.
Очень сложным путем и благодаря действию многих механизмов этниче¬ское сознание, однажды зародившись, развивается путем последовательных пе¬реопределений на всех уровнях личности, группы и общества. Со временем оно стремится к проецированию себя на все более обширные социальные простран¬ства. Процесс социального конструирования происходит и на индивидуальном, и на групповом уровнях. В ходе бесчисленного множества взаимодействий в обыденной жизни индивиды участвуют в постоянном процессе определения и переопределения самих себя. Самосознание понимается не как некая "фиксиро¬ванная суть, а как "стратегическое самоутверждение" [28].
Выделенные три этапа представляют собой идеальные типы уровней ме-жэтнических взаимодействий, которые в реальной практике не сменяют друг друга, а существуют одновременно, в каждый конкретный момент времени.
Это заставило ученых по-новому переосмыслить как природу этнично-сти, так и характерологические признаки современности. Но мы предпочитаем видеть в нем отражение реальных трудностей постижения национальной иден¬тичности. В современном мире наряду с процессами глобализации, ростом про¬ницаемости государственных границ для товарно-денежных и людских пото¬ков, повышением экономической и культурной однородности мира, идут па¬раллельные и противоположно направленные процессы обострения и роста на¬циональных чувств, роста фундаментализма, а с ними возрастает значение ка¬тегории национальной идентичности. Это понятие особенно актуализировалось с окончанием холодной войны, с изменением геополитической карты мира, и к нему сразу был применен весь аппарат современной критической теории, в ко¬торой проблеме идентичности уже и ранее принадлежало центральное место. Именно этот акцент на "идентичность" отличает современное понимание свое¬образия отдельных наций.
Кроме того, что исследователи выделяют три основных теоретических направления в понимании этнического, так же при изучении проблем этничности наука выделяет несколько уровней функционирования национальной идентичности. Личностный, групповой и идеологический, который позволяет национальной идентичности стать основой политической мобилизации масс, выдвижению каких-либо актуальных для этнической общности политических требований и таким образом перерастанию нейтральной национальной идентичности в национальную идею. Эта сторона национальной идентичности очень важна для нас с позиции ее политического анализа, так как национальная идентичность показательна тогда, когда, разделяемые в той или иной мере членами данной этнической группы общие представления формируются в процессе взаимодействия с другими народами.
13
Считается, что одной из главных категорий национальной идентичности является этнос как устойчивая совокупность людей, возникающая в процессе этногенеза, и в процессе возникновения этнической общности и ее самоназва¬ния. В этнос людей связывает общность языка, территории, религии, обычаев, этничность является основным объектом идентификационных стратегий, имен¬но она, является центром преломления в восприятии человеком окружающего мира. Особенностью этноса, которое необходимо выделить является этническое сознание позволяющее показать противопоставление своей этнической группы другой этнической группе. Здесь начинает проявляться действие антитезы «Мы-Они», «Свои-Чужие» Распространенной формой организации этноса является этническая группа. Она выступает в виде субэтноса, то есть регио¬нальной части какого-либо этноса, не вполне слившейся с ним и имеющей осо¬бенности разговорного языка (диалект), культуры и быта, а также особое само¬сознание. В другом случае этнической группой называют небольшую часть оп¬ределенного этноса, территориально отделяющуюся в результате миграции (немцы в Казахстане, поляки в Литве), но сохранившую прежнее этническое самосознание, язык, особенности культуры и быта. В этом смысле ее можно рассматривать как национальное меньшинство в структуре этого этноса [29].
Этничность возрастает или ослабевает в соответствии с внешними об-стоятельствами. Поэтому она как зависимая переменная эффективно использу¬ется этническими элитами в борьбе за власть в качестве идеологического мар¬кера этнических границ. Считается, что нация является природным объектом, при этом, человек как носитель признаков нации сохраняет все свойства этнич¬ности. Эта ключевая характеристика этничности явилась еще одной причиной ее рассмотрения в качестве инструмента, с помощью которого можно не только укреплять характер этничности, регулировать проницаемость характера при¬граничья. Служа внутриэтнической интеграции, этничность одновременно ока¬зывает влияние на развитие дезинтеграционных тенденций в полиэтническом обществе в целом.....
ВВЕДЕНИЕ.... 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.1 Концептуальные аспекты проблемы национальной идентичности 8
1.2 Характеристика категории «национальная идентичность» в
политической науке 28
2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 42
2.1 Особенности развития национальной идентичности в Казахстане 42
2.2 Политика государства в решении вопросов национальной
идентичности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Концептуальные аспекты проблемы национальной идентичности
Проблема исследования природы и специфики национальной идентично¬сти в сфере межнациональных и межэтнических отношений в последнее время на острие обществоведческой мысли. Межнациональные отношения, отноше¬ния между этническими группами рассматриваются современными исследова¬телями самых разных направлений, как одна из наиболее сложных сфер соци¬альной жизни. Эти отношения не существуют сами по себе, они являются про¬дуктом социально-экономических, политических, культурных, психологиче¬ских факторов, и определяются этим взаимодействием. В этих отношениях, больше, чем в какой-либо иной области общественных отношений, дают о себе знать традиции, взгляды и привычки, унаследованные от исторического про¬шлого.
Рядом ученых в теоретической разработке изучения материалов по этни¬ческим группам, находящихся в спокойной ситуации межнационального взаи¬модействия и обстановке разного уровня напряжений и конфликтов, выделено 7 типов этнонациональной идентификации:
Нормальная идентификация, при которой, образ своего народа, распро¬страняется как положительный и имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм не переходящий в фаворитизм, толерантные установки, на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. При нормальной идентичности люди могут испытывать разную по¬требность в ассоциированности с этнической группой и разный уровень консолидированности, все это зависит от типа личности и от ситуации. «Отклонения от нормы» может идти в направлении нарастания этничности и в направлении, ее угасания и даже отрицания.
Этническая идентичность представляет собой акцентированное отноше-ние к значимости своего этноса, его некритичные предпочтения. В такой иден-тичности присутствуют элементы неагрессивного этноизоляционизма, замкну-тости. В некоторых культурах элементы замкнутости программируются тради¬ционными нормами, часто связанными с соблюдением религиозных правил. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха беспокойства, напря¬женности. В когнитивной сфере разделяются лозунги типа «Все для нации, ничего против нации». Этноцентризм в каких-то вариантах граничит с этно-эгоизмом или этноизоляционизмом, переходя в них в своих крайних формах
Этнодоминированная идентичность фиксирует такое состояние самосоз-нания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, представитель профессии, защитник отечества).
Достижение национально ориентированных целей, интересы своего на-рода начинают восприниматься как, безусловно, доминирующие («Мы все клетки одного великого организма по имени нация», «Кто не с нами, тот про-
тив нас»). Такая идентичность обычно сопровождается преувеличенными тре-бованиями к уважению прав народа ставящихся выше прав человека, представ¬лению о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в от¬ношении других этнических групп, признанием ее правомерности. «Этнических чисток» осознанных стремлением не «смешиваться» с другими национально¬стями (эксклюзивизм). Данный тип идентичности близок к бытовому представ¬лению о национализме.
При этническом фанатизме доминируют этнические интересы и цели (часто ошибочно понимаемые), которые сопровождаются готовностью идти во имя их на жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип идентичности представляет собой крайнюю форму агрессивности.
При этнической индифферентности люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и дру¬гих народов. Они свободны в своем поведении от строгого следования этниче¬ским нормам и традициям. На поведение в любых сферах деятельности их соб¬ственная этническая принадлежность или этничность других никак не влияет.
Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой полное от-рицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Декларируется свобода от всего, что связано с этническими феноменами, а этническая и на-циональная идентифицированность квалифицируется как вредные. Провоз-глашается статус «человека мира» и своя приверженность ему. Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности является этноущемлен-ная идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности с другой. Отсюда избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание вся¬кой этничности.
Амбивалентная идентичность невыраженная, а иногда «сдвоенная», или даже «строенная», этот тип идентичности достаточно распространен в этниче-ски смешанной среде
Реальное место этнической идентичности какой-то группы людей, от-дельного гражданина зачастую может определяться не каким-то одним из на-званных типов, а несколькими. Кроме того, самих типов и видов идентичностей людей может быть и больше. Эта типологизация полезна для понимания реаль¬ных отношений в сфере этничности и недопущения разных политических спе¬куляций от гиперболизации значения этничности, этнических чувств человека до попыток вообще убрать даже сами понятия "национальное", "этническое" из обихода системы информации и публикации. В этнических конфликтах межэт¬нической напряженности, в использовании этничности в борьбе за власть "ви¬новата не сама этничность этнонациональное самосознание". В разных ситуа¬циях и для разных групп национальная идентичность может играть то более, то менее существенную роль по сравнению с другими формами групповой иден¬тичности.
Несмотря на то, что еще мало кто всерьез задумывался о происхождении этого понятия и его развитии и возможных изъянах, а также о путанице связан-
ной с его применением, исследователи активно ведут поиск конструктивных способов анализа, механизмов формирования национальной идентичности. По¬литические представления формирования национальной идентификации могут быть найдены во множестве источников в различных формах. Гораздо труднее исследовать роль местного повседневного опыта в механизмах формирования политической и национальной идентичности. Мы полагаем, что это задача дальнейшего изучения политики формирования национальной идентичности в современных условиях развития Казахстана. Но прежде необходимо обратится к истории развития данного понятия.
В XII-XVIII веках в ходу были понятия "национального духа", "гения на¬
ции" и "национального характера" их использовали Шефтсбери, Руссо, Кант. В
XIX веке, когда национализм стал реальной политической силой и впервые в
европейской истории возникли государства, основанные на сознательном
воплощении национальной идеи - Греция, Бельгия - заговорили о "националь¬ном сознании" и "национальном самосознании".
Марксистско-ленинская теория, преобладавшая в общественном созна-нии в советский период и предложенные ими пути достижения свободы и ра-венства, преодоления противоречий капитализма, оказались не соответствую-щими реалиями социальной жизни. Диктатура пролетариата оказалась неосу-ществима, толкала к насилию над действительностью. Феномен антикапита-лизма как романтического истолкования равенства и свободы не теряет своей актуальности и в наши дни. Кроме того, фактором и условием «усредняющим» личностное начало в «я», Маркс относит и такие формы социальной организа¬ции, как семья и государство. Разделение труда, социально- классовая структу¬ра общества осуществляется в условиях национально- культурной определен¬ности [4,254].
Только в XX веке, и особенно после 1945 года, "национальная идентич-ность" утвердилась как самый распространенный термин для обозначения со-циально-культурных аспектов нации, особенно для тех коллективных мнений, убеждений, настроений, которые характеризуют группу людей как нацию. На¬циональная идентичность является важнейшим способом изучения акта созна¬ния этнической границы. Действительно, только если люди (личности) разде¬ляют представления, которые становятся общими, и действуют на их основе, они становятся группой, а этничность может приобретать организационные и институциональные формы. Этнические маркеры могут быть единичными или представлять некий набор, или, может быть, систему. И значение, и набор та¬ких маркеров может меняться.
В своей статье О.М.Зотова «Идея европейского единства и национальная идентичность» замечает следующее: «В понятие коллективной, культурной идентичности входит общая память о прошлом, сознание преемственности, общей судьбы данного единства и его культуры, а также субъективное воспри¬ятие и понимание общего прошлого каждым поколением - этноистория этого коллектива, отличающаяся от суждения историка» [26].
Как мы заметили, понятие национальной идентичности имеет многогран-
ю
ное значение, в котором есть разнообразные горизонтальные и вертикальные связи. Одной из них является этничность, которая в последние два десятилетия становится одной из существенных переменных современного общества, что контрастирует с теоретическими представлениями о современности, описывае¬мой в универсалистских, глобалистских категориях. Рост этнического самосоз¬нания сопровождается ростом культурного плюрализма.
По мнению некоторых ученых, в новых национальных государствах про¬блема идентичности, политической и этнической становится многоуровневым явлением. К примеру, в государствах, где проживают многочисленные этносы, в политическом и этническом спектре представляющие государство, идентифи¬цируют себя с этим национальным государством и с этносом, представителями которых они являются. Другие же этносы, населяющие данное государство (на¬пример, корейцы, украинцы, уйгуры в Казахстане) имеют как бы неантагони¬стическую раздвоенность, в идентификации себя с национальным государст¬вом.
Существуют концепции политического национализма. Здесь основопола¬гающая схема выстроена следующим образом. Согласно таким концепциям, политический национализм представляет собой продукт стремления нацио¬нальной элиты. В большинстве государств национальная элита не является подлинно национальной в политическом смысле, скорее ее следует назвать космополитической. Новые этносоциальные и национально-гражданские иден¬тичности формируются в условиях принципиально новой трансформации об¬щества, характеризующиеся последствиями дезинтеграции и распада единой страны и прежней гражданской идентичности, глубинной перестройкой соци¬ально-экономической системы постсоветских стран, массовой деполитизацией общественного сознания, социальной активностью и инкорпорацией во власти новых этнократических элит и бизнес-элит, социальными реалиями экономиче¬ской ситуации страны [27]. По нашему мнению, главное, что должно интересо¬вать в национальной идентичности, не его происхождение, а его действенность. Почти все идеологии, когда- либо заводившие мир в тупик, были построены на основе идей, которые становились реальностью, если в них верили и внедряли их в жизненную практику. Тогда эти идеи превращались в мифы и обретали грандиозный энергетический потенциал, выражавшийся в кровавых революци¬ях и грандиозных завоевательных походах.
В социальных науках (политологии, этнологии, социальной антрополо-гии, культурологии, социологии) сформировались три основных теоретиче-ских направления в понимании этнического: примордиализм, инструментализм и конструктивизм, которые по-разному понимают и оценивают происходящее в этнической сфере.
Промордиализм (понимаемый, в самом широком значении как обращение к "корням") используется участниками межэтнического взаимодействия для придания смысла и значений своим действиям, а также внешними наблюдате¬лями, исследователями для объяснения происходящего. Это дополитический (внеполитический) национализм, когда подчеркивается родовая идентичность
11
на основе этнокультурных признаков. Исконность, естественность, как этниче¬ской принадлежности, так и этнообразующих признаков, маркирующих грани¬цы этнического, с точки зрения исследователя понимается как трансляция в по¬колениях представления о себе как об исключительной, инаковой группе в сравнении с соседствующими народами. В ситуации нестабильности и неопре¬деленности возникает установка на поиск как бы естественной, исконной, "примордиальной" социокультурной ниши, своеобразного укрытия. Повсе¬дневность превращается в пространство риска, но одновременно именно в по¬вседневности обнаруживаются структуры, способные защитить. Этнокультур¬ная идентичность оказывается одной из немногих значимых социальных идентичностей, выполняющих адаптивную функцию. Возникающая ситуация воспринимается наблюдателями как процесс "этнического возрождения", а самими действующими как "приобщение к корням", обращение к естественным, никогда не подводящим группам '"своих". При этом наблюдается усиление значимости этнической идентичности перед иными солидарностями, происходит процесс этнизации социального пространства.
Ииструментарскии дискурс понимания этничности. В мотивах и ин-тересах действующих присутствует внеэтнический компонент. Внеэтнические контексты этнических отношений довольно разнообразны: этническое лидерст¬во как сублимация психологических, личностных характеристик активистов; этничность как ресурс легитимации власти; этничность как способ борьбы за власть конкретного уровня и т.д. Разделенность социальной реальности на эт¬ническую, и внеэтническую исчезает за счет эмансипации, расширения внеэт-нического контекста на этнические социальные практики. Этничность выступа¬ет инструментом достижения внеэтнических целей. То есть здесь предполагает¬ся, что со временем этническое проблема активизируется как со стороны участ¬ников этнических отношений, так и со стороны представителей власти. Осоз¬нание проблемы неизбежно ведет к активности по ее "разрешению". Наблюда¬ется "забота" властей относительно этноориентированных организаций. Это выражается в признании значимости выдвигаемых требований, а также в ин¬ституциональном представительстве данного этнического сообщества в средст¬вах массовой информации, органах образования, структурах власти и т.д.
В рамках конструктивизма этничность понимается не как некоторая данность, а как результат созидания, как инновационный акт творческого вооб¬ражения. Это ситуация межэтнического взаимодействия в форме нарастания конфликта. При изменении ситуации (или восприятии акторами ситуации как изменившейся) это может быть вызвано возникновением сильного этногосу-дарственного центра, исчерпанием ресурсов власти у политических лидеров, маргинализацией этнической общности, изменением установок и идеологии доминирующего большинства, появлением новой когорты политиков и т. д. происходит переконструирование этнической идентичности путем актуализа¬ции иных этнообразующих признаков. Возникает иное отношение, по-прежнему называемое этничностью. Символическое этническое пространство расширяется, выходя за привычные и принятые другими границы. Это создает
12
условия для пересечения с другими символическими территориями. Возни-кающая референтная тема обладает мобилизующим потенциалом. Например, тема утраты этносом чего-либо мифически легендарного (территории, языка, веры и пр.) или тема обретения (например, государственности). Пересекающие¬ся символические территории можно определить как пограничье, обладающее взрывоопасным потенциалом.
Очень сложным путем и благодаря действию многих механизмов этниче¬ское сознание, однажды зародившись, развивается путем последовательных пе¬реопределений на всех уровнях личности, группы и общества. Со временем оно стремится к проецированию себя на все более обширные социальные простран¬ства. Процесс социального конструирования происходит и на индивидуальном, и на групповом уровнях. В ходе бесчисленного множества взаимодействий в обыденной жизни индивиды участвуют в постоянном процессе определения и переопределения самих себя. Самосознание понимается не как некая "фиксиро¬ванная суть, а как "стратегическое самоутверждение" [28].
Выделенные три этапа представляют собой идеальные типы уровней ме-жэтнических взаимодействий, которые в реальной практике не сменяют друг друга, а существуют одновременно, в каждый конкретный момент времени.
Это заставило ученых по-новому переосмыслить как природу этнично-сти, так и характерологические признаки современности. Но мы предпочитаем видеть в нем отражение реальных трудностей постижения национальной иден¬тичности. В современном мире наряду с процессами глобализации, ростом про¬ницаемости государственных границ для товарно-денежных и людских пото¬ков, повышением экономической и культурной однородности мира, идут па¬раллельные и противоположно направленные процессы обострения и роста на¬циональных чувств, роста фундаментализма, а с ними возрастает значение ка¬тегории национальной идентичности. Это понятие особенно актуализировалось с окончанием холодной войны, с изменением геополитической карты мира, и к нему сразу был применен весь аппарат современной критической теории, в ко¬торой проблеме идентичности уже и ранее принадлежало центральное место. Именно этот акцент на "идентичность" отличает современное понимание свое¬образия отдельных наций.
Кроме того, что исследователи выделяют три основных теоретических направления в понимании этнического, так же при изучении проблем этничности наука выделяет несколько уровней функционирования национальной идентичности. Личностный, групповой и идеологический, который позволяет национальной идентичности стать основой политической мобилизации масс, выдвижению каких-либо актуальных для этнической общности политических требований и таким образом перерастанию нейтральной национальной идентичности в национальную идею. Эта сторона национальной идентичности очень важна для нас с позиции ее политического анализа, так как национальная идентичность показательна тогда, когда, разделяемые в той или иной мере членами данной этнической группы общие представления формируются в процессе взаимодействия с другими народами.
13
Считается, что одной из главных категорий национальной идентичности является этнос как устойчивая совокупность людей, возникающая в процессе этногенеза, и в процессе возникновения этнической общности и ее самоназва¬ния. В этнос людей связывает общность языка, территории, религии, обычаев, этничность является основным объектом идентификационных стратегий, имен¬но она, является центром преломления в восприятии человеком окружающего мира. Особенностью этноса, которое необходимо выделить является этническое сознание позволяющее показать противопоставление своей этнической группы другой этнической группе. Здесь начинает проявляться действие антитезы «Мы-Они», «Свои-Чужие» Распространенной формой организации этноса является этническая группа. Она выступает в виде субэтноса, то есть регио¬нальной части какого-либо этноса, не вполне слившейся с ним и имеющей осо¬бенности разговорного языка (диалект), культуры и быта, а также особое само¬сознание. В другом случае этнической группой называют небольшую часть оп¬ределенного этноса, территориально отделяющуюся в результате миграции (немцы в Казахстане, поляки в Литве), но сохранившую прежнее этническое самосознание, язык, особенности культуры и быта. В этом смысле ее можно рассматривать как национальное меньшинство в структуре этого этноса [29].
Этничность возрастает или ослабевает в соответствии с внешними об-стоятельствами. Поэтому она как зависимая переменная эффективно использу¬ется этническими элитами в борьбе за власть в качестве идеологического мар¬кера этнических границ. Считается, что нация является природным объектом, при этом, человек как носитель признаков нации сохраняет все свойства этнич¬ности. Эта ключевая характеристика этничности явилась еще одной причиной ее рассмотрения в качестве инструмента, с помощью которого можно не только укреплять характер этничности, регулировать проницаемость характера при¬граничья. Служа внутриэтнической интеграции, этничность одновременно ока¬зывает влияние на развитие дезинтеграционных тенденций в полиэтническом обществе в целом.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?