История Казахстанского киноискусства и экспозиционная деятельность музея кино

 История Казахстанского киноискусства и экспозиционная деятельность музея кино

Содержание
Введение ………………………………………………………………………….. 3

I. История Казахстанского киноискусства.
I.1 История создания Казахстанского киноискусства…………………… 7
I.2 Казахстанское киноискусства в период Велико Отечественной войны и дальнейшее развитие (1945 – 1990 годы). ………………………………. 12

II. Экспозиционная деятельность музея кино.
II.1 Экспозиционный показ посвященный истории развития казахского кино. ………………………………………………………………………. 23
II.2 Экспозиция посвященная Шакену Айманову. …………………….. 34

Заключение ………………………………………………………………………. 43
Список использованных источников и литературы ……………………………44
Приложение

I. История казахстанского киноискусства

Рассмотрение проблем музея кино неразрывно от истории создания становления и развития казахстанского киноискусства. Музей является составной частью киностудии и функционирует в полной взаимосвязанности со студией. В связи с этим рассмотрение проблем музея кино, необходимо начинать с истории самого киноискусства и его развития и современного состояния. История казахстанского киноискусства является составной частью функциональной деятельности его же музея.
Музей должен создаваться на накопленных материалах, их систематизации и классификации. Именно история киностудии, материалы его многолетней деятельности явились предпосылками создания музея кино, а также его фондовым собранием.

I.1 История создания казахстанского киноискусства.
Рождение и развитие казахского киноискусства тесно связано с историей советского киноискусства.
Пути становления и развития казахской литературы и искусства были весьма сложными. Им были присущи все болезни роста, ошибки, срыва, неуверенность.
Важно отметить то обстоятельство, что виднейшие представители казахской литературы и искусства выступали в различных жанрах. Такие ветераны как, например, С.Сейфуллин, Б.Майлин, И. Джансугуров, С. Муканов создавали одновременно произведения и в поэзии, и в прозе, и в драматургии. М.Ауэзов наряду с хорошими романами написал немало превосходных пьес. Джумат Шанин деятельно работал как режиссер, актер и драматург. Замечательный мастер сцены Калибек Куанышпаев известен как автор многих юмористических рассказов, фельетонов. Известный драматически актер и оперный певец Курманбек Джандарбеков является «живым архивом» казахских народных песен, выступал он и как композитор-мелодист.
Такой универсализм первого отряда творческой интеллигенции Казахстана вызван большими духовными запросами времени. Необходимо было создавать и развивать многожанровую профессиональную художественную литературу, ускорить рождение и становление национального театра, обеспечить профессиональной музыкальной культуры народа.
Именно коллективные творческие усилия передовых деятелей казахской культуры явились залогом успехов национального киноискусства Казахстана.
Один из ветеранов казахской литературы И. Джансугуров еще в двадцатые годы становиться пламенным пропагандистом кино в республики. Он принимает деятельное участие в работе Алма-Атинского производственного отделения треста «Востоккино». Чтобы непосредственно трудиться над созданием, фильмов о Казахстане он становиться впоследствии руководителем сценарного отдела этого производственного отделения. Известно, что писатель снимался даже в массовке отдельных эпизодических ролях фильмов, созданных в ту пору о казахах.
Другой ветеран советской литературы С. Муканов также принимает деятельное участие в создании фильмов о Казахстане. Он также оказывает большую помощь съемочным группам этих фильмов своими советами по быту и обычаем казахов.
В создании и развитии национального киноискусства Казахстана приняли живейшие участие такие известные деятели казахской литературы как М.Ауэзов – автор сценариев фильмов «Райхан», «Песни Абая», Г.Мусрепов, написавший сценарии «Аменгельды», «Поэма о любви», «Сын бойца», «Кыз-Жибек», А.Тажибаев по сценарием которого созданы фильмы «Джамбул», «Это было в Шугле». Один из ведущих драматургов республики М. Хусаинов совместно с В.Абызовым написали сценарий фильмов «Девушка джигит», «Мы здесь живем», «На диком берегу Иртыша».
Роль этих писателей в развитии кинематографии Казахстана заключалось не только в создании сценариев, но и в активном участии их во всей деятельности киностудии «Казахфильм», в обсуждении новых литературных и режиссерских сценариев, в подборе актеров на роли фильмах, в утверждении музыки картины, эскизов декораций и костюмов персонажей, в просмотре отснятых материалов, в решении вопроса о выпуске законченных фильмов на экран.
Первый казахский театр, как известно, открылся в1926 году. Актерский состав его был укомплектован главным образом за счет участников художественной самодеятельности, из которых в последствии выросло немало замечательных артистов К.Куанышпаев, С.Кожамкулов, Е. Умурзаков, К.Джандарбеков, К.Байсеитов, Ш.Айманов и другие. Они стали пионерами не только национального театрального искусства, но и киноматогорафии республики.
Нет, пожалуй, ни одного казахского фильма, где бы они ни снимались в центральных ролях.
Кинообразы – Абай, Нуржамал, Амангельды, Амантай, Джамбул, Чокан созданные казахскими актерами, вошли в сокровищницу советской кинематографии.
В развитии национального киноискусства Казахстана внесли свой вклад представители изобразительного и музыкального искусства республики.
Национальное своеобразие казахского кино во многом определялось также изобразительным решением экстерьера и интерьера фильмов. К. Ходжиков в фильмах «Песни Абая», «Песни о великане», «Под звуками домбры», «Меня зовут Кожа» успешно справился с объемно-пространственной разработкой декоративных элементов облика природы казахского пейзажа, бытовых деталей.
Ведущие композиторы республики М. Тулебаев, Е. Брусиловский, С. Мухамеджанов, Е. Рахмадиев, Н. Тлендиев, Г. Жубанова написали музыку для многих фильмов. Они, как и наши писатели, актеры, художники внесли в молодое казахское киноискусство опыт и традиции своего жанра.
В 1928 году Совет Народных Комиссаров РСФСР был образован Всероссийский трест «Востокфильм», призванный выпускать кинофильмы из жизни народов, входящие в Российскую Федерацию, и готовить профессиональные творческие кадры кинематографии из представителей различных национальностей РСФСР. А Казахстан в то время являлся автономной республикой, входящей в состав Российскую Федерацию.
В1929 году в Алма-Ате создается производственное отделение Всероссийского треста «Востокфильм». Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная и цех по съемке надписей. Производственное отделение треста «Востокфильм» по мысли его организаторов должно было стать базой для создания в дальнейшем киностудии в Алма-Ате.
Отделение самостоятельно выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием «Последние известия». Хроникеры стремились показать повседневные события хозяйственной и культурной жизни Казахстана.
Московский трест «Восток фильм» выпустил несколько картин, построенных на материале жизни казахского народа. «Джут» 1932 году рассказывал о пробуждении классового сознания в среде казахов. «Тайна Каратау» снятый в 1933 году был посвящен более узкой теме поисков каучуконосов. Талантливый роман И. Шухова «Ненависть» был положен в основу картины «Вражьи тропы» 1935 году о коллективизации в республике.
При условии, что в Казахской ССР не было еще собственной кино производственной базы, эти фильмы сыграли положительную роль в становлении национальной кинематографии.
В 1935 году в Алма-Ате была организована студия кинохроники. Она начала свою деятельность с регулярного выпуска еженедельного киножурнала «Советский Казахстан», затем преступила и к созданию тематических хроникально документальных фильмов. В развитии хроникально-документального кино Казахстану большую помощь оказали ленинградские кинематографисты. На постоянную работу в Алма-Ату приехали операторы В. Страдин, С.Масленников, Г.Симинов, Я. Славин, И. Колсанов. Посланцы Ленинграда создали техническую базу, наладили производство фильмов, помогли подготовки специалистов из коренного населения.
Огромные изменения, происходившие в ту пору в жизни республики, нашли свое отражение в документальных кадрах складывавшихся в кинолетопись социалистического строительства. Киножурнал «Советский Казахстан» систематически знакомил зрителей с достижениями промышленности и сельского хозяйства, трудовыми победами рабочих и колхозников.
Вскоре были выпущены и первые документальные фильмы очерки. В фильме «Джамбул - ата» (автор-оператор И. Колсанов) посвященный народному поэту Джамбулу, записан его голос, его песни. Очерк «Сокровища Казахстана» повествовал о само отверженном труде геологов. Фильм «Побежденная пустыня» знакомили зрителей с работой комплексной научной экспедиции в пустыне Бетпак-Дала.
Этим фильмам присущи были общие достоинства и недостатки, характерный и для многих документальных картин, созданных Алма – Атинской киностудией в последующие годы. Жизненный материал, добросовестно запечатленный операторами, был, как правило, актуален и интересен. Однако экранное его воплощение оставляло желать много лучшего. Информация не складывалась в документальный образ. Факты и события жизни республики рассматривались изолированно от общих процессов хозяйственного и культурного развития, выражением которых они являлись. Авторы ранних документальных картин не владели опытом образной, публицистической организации материала, которые имели русские и украинские документалисты.
Но как бы то ни было, работа над документальными фильмами стала практической школой для кинематографистов республики и к тому же вооружила их знанием жизни. Хроникально - документальное кино подготовило возникновение художественного кино, и по существу явилось одним из его истоков.
Весь ход развитие казахской литературы и искусства и опыт хроникально – документального кино подготовило появление в 1938 году фильм “Амангельды”. Он был создан на киностудии “Ленфильм” писателями Б. Майлиным вместе с Ивановым и Г. Мусреповым, режиссерами М. Левиным, операторам Х. Назарьянцем, композиторами А. Жубановым и М. Гнесиным и большой группой казахских актеров, среди которых были народный артист СССР Калибек Куанышпаев, народные артисты республики Елюбай Умурзаков, Курманбек Джандарбеков, Серке Кожамкулов, Канибек Байсеитов, Шара Жиенкулова и другие.
Учитывая опыт лучших советских историко-революционных фильмов таких как “Чапаев”, “Щорс” и “Мы из Кронштада”, авторы “Амангельды” стремились раскрыть личную биографию героя в единстве с историческими судьбами его народа.
Амангельды Иманов становиться во главе освободительного движения задолго до того, как он стал убежденным революционером. Он воюет против царя, против баев, хотя далек еще от понимания того, какой социальный строй обеспечить счастие народа.
Фильм « Амангельды » доказал что в то время Казахстан располагал творческими силами, способными развивать национальное киноискусство. Успех «Амангельды» послужил основанием для положительного решения вопроса об организации в Казахстане студии художественных фильмов. В феврале 1939 году Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Народных Комиссаров Казахской ССР приняли развернутое постановление «О дальнейшем развитии литературы и искусства в Казахстане». Этим постановлением была учреждена специальная бригада для разработки и осуществления конкретных мероприятий по подготовке национальных кадров киноработников и организации в Алма – Ате студии художественных фильмов. Правительственная бригада проделала значительную работу. При республиканском управлении кинофикации был образован сценарный отдел, который занялся главным образом обучением казахских писателей сценарному мастерству. Был проведен конкурс на лучший сценарий о Казахстане, в котором приняло участие более тридцати авторов. В результате конкурса по сценарию Мухтара Ауэзова был поставлен фильм «Райхан» режиссер М. Левин. Снятый в 1940 году, повествующий о том, как забитая униженная баями простая девушка-казашка Райхан встала в ряды передовых тружеников.
Автору сценария удается интересно построить эпизоды, связанные с учебой и работой Райхан. Поэтична сцена поиска табуна лошадей, героичен ее поединок с Жексеном. Однако многие другие эпизоды получились скучными, иллюстративными. Они поверхностно и трафаретно показывают лишь событий я из биографии героини. Поэтому-то и теряется во второй половине фильма композиционная стройность развития сюжета, которая была присуща началу фильма. Из-за схематичности, иллюстративности многие благородные мотивы остаются нераскрытыми, а вся история вредительства выглядит надуманной, неубедительной.
Роль Райхан исполнила Х.Букеева, ныне народная артистка СССР. Несмотря на скудность сценарного материала, ей удалось создать образ девушки, нашедшей свое счастье в борьбе упорной учебе самоотверженном труде. Райхан-Букеев, наивна и в то же время деловита, застенчива и упорна, временами то скрытна, то откровенна. Удивительной искренностью актриса завоевывает симпатии зрителя.
Созданный народным артистом Казахской ССР С. Кожамкуловым образ табунщика Кеке, простодушного, веселого и наивно хвастливого, во многом оживляет фильм.
Интересен народный артист республики Е. Умурзаков в роли бая Жексена. Он играет умно и сдержанно, не прибегая к мелодраматическим эффектам, увлечься которыми в этой роли было бы не трудно. Его бай – человек, привыкший властно приказывать. Каждый его жест как бы рассчитан на невидимого слугу, который должен вовремя подать и убрать, придвинуть необходимую вещь, подвести коня, откинуть полог юрты. Даже убежав в горы и оставшись один, не теряет он этой осанки. Жексен поджигает степь с той же размеренной важностью, с какой принимал когда-то гостей у себя в юрте.
Нельзя не отметить в достоинствах фильма «Райхан» немалую заслугу режиссера М.Левина. Ему чужда погоня за экзотикой. Национальные костюмы, как и национальные обычаи, не являются для него в фильме самоцелью.
Ив этой хорошей сдержанности режиссера сказываются подлинное уважение к бытовым национальным особенностям. Своеобразная природа Казахстана дала постановщикам фильма обильный материал для ряда замечательных съемок.
Фильм «Райхан» и «Амангельды» были поставлены с помощью коллектива киностудии «Ленфильм». И этот факт еще раз свидетельствует о дружеской помощи русской кинематографии в становлении национального киноискусства республики.
Параллельно со съемками фильма «Райхан» в Казахстане велась большая работа по созданию национальной студий художественных фильмов. Большая группа казахской молодежи была направлена на учебу в Москву, во Всесоюзный государственный институт кинематографии, из числа работников театрального и изобразительного искусства была подобрано группа для работы в кино, которая прошла курс практического обучения на киностудиях «Мосфильма» и «Ленфильма».
В октябре 1941 года в столице Казахской ССР была учреждена киностудия художественных фильмов (ныне Казахфильм). Так, в самый разгар Велико Отечественной войны, когда все силы и средства Советского государство нашло возможным и необходимым учредить в Алма-Ате киностудию художественных фильмов – новый мощный очаг культуры казахского народа. В этом, с одной стороны сказались сила и уверенность правительства, партии и народа в грядущей победе, а с другой стороны, отеческая забота о дальнейшем процветании культуры народов нашей страны.

I.2 Казахстанское киноискусство в период Великой Отечественной войны и дальнейшее ее развитие (1945 – 1990 годы).
Первые шаги казахского кино были весьма трудными. Многие его творческие работники ушли на фронт. Не хватало инженеров и техников, мастеров цехов и производственных съемочных групп. Материально-техническое снабжение оставляло желать лучшего. Не было сценариев, что обрекало молодой коллектив студии зачастую на бездеятельность. Во всем сказывались неимоверные трудности войны. Кинематографисты Казахстана работали напряженно и упорно, преодолевая трудности и прокладывая дальнейшие пути развития родного искусства.
В укреплении киноискусства Казахстана исключительно большую роль сыграло пребывание в Алма-Ате киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», которое вылилось в яркий пример дружбы и взаимного сотрудничества братских народов.
Ровно через месяц после начала войны, 22 июня 1941 года в Алма-Ату прибыли организаторы производство и первые три вагона с необходимыми оборудованием для начало съемок. А затем алмаатинцы гостеприимно встречали новые эшелоны со съемочными группами «Мосфильма » и «Ленфильма». Для киностудии было отдано из лучших зданий города - Дворец культуры, расположенный по улице Комсомольской.
Перевод двух ведущих советских киностудий в Алма-Ату был связан не только с тем, что город явился глубоким тылом, где можно работать в относительно спокойной обстановке, но и тем, что природные богатства столицы республики и ее окрестностей, местные климатические и географические условия крайне благоприятствовали производству кино. Ландшафт здесь очень разнообразен. Имело большое значение и то, что Алма-Ата является одним из солнце стойких районов Союза, где можно снимать фильмы на натуре почти круглогодично.
В начале 1942 года киностудии «Мосфильма» и «Ленфильма» и вновь организованная Алма-Атинская киностудия художественных фильмов временно объединяются в один коллектив получивший название «Центральная объединенная киностудия художественных фильмов в Алма-Ате» (ЦОКС). Такое объединение вытекало из необходимости концентрации техники и кадров в одном мощном коллективе. Молодым еще неопытным казахским кинематографистам это объединение создало небывалые условия для плодотворной учебы у мастеров русской советской кинематографии.
Алма-Ата становиться центром советской художественной кинематографии, где в период Велико Отечественной войны выпускалось восемьдесят процентов, производимых всей кинематографией Союза. Здесь были созданы широко известные советскому зрителю фильмы: «Парень из нашего города», «Котовский», «Секретарь райкома», «Антоша Рыбкин», «Она защищает Родину», «Жди меня», « Русские люди», «Фронт», «Иван Грозный», «Нашествие» и ряд боевых кино сборников. Крупнейшие мастера русской кинематографии с отеческой заботой обучали молодые кадры казахского кино. Один из виднейших советских кинорежиссеров – Г.Л. Рошаль руководил казахской актерской труппой. В ней получили профессиональное образование такие заслуженные артисты республики, как К. Умурзаков, А. Умурзакова и кинорежиссер Д. Тналина.
В казахской киноактерской школе организованной при киностудии проводили беседы, практические занятия читали лекции такие крупные мастера советского киноискусства, как С. М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, С.Д. Васильев, И.А.Пырьев, Л. З. Трауберг. Здесь получили свое кинематографическое образование кинорежиссеры А. Карсакбаев, А. Абусейтов, заслуженный артист республики З. Шарипов, К.Кожабкова, С.Абусеитов. Известный киноинженер, автор многочисленных научных трудов по химической обработке пленки Е.А. Иофис руководил курсами по подготовке мастеров – лаборантов. Специалист по монтажу фильмов, режиссер Г. П. Шариков обучил целую плеяду мастеров- монтажеров. Мастера столичных киностудии в содружестве с молодыми творческими работниками национального кино в те годы создали ряд художественных фильмов о Казахстане.
Режиссер В. П. Строева (ей было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР) сделала два кратко метражных художественных фильма: «Сын бойца» по сценарию С. Михалкова, И. Прута, Г. Мусрепова и « Песнь о великане» по сценарию А. Тажибаева и Л. Сежеленко. Оба эти фильма о казахах-участниках Великой Отечественной войны. В первом воспет благородный поступок бойца Айманова, спасшего в бою с фашистами русского ребенка и усыновившего его. Во втором фильме повествуется о богатырском подвиге бойца Куреген. Роль бойца Айманова и батыра Кургена исполняет Капан Бадыров.
Из этих двух кратко метражных фильмов более высокими художественными качествами отличается «Песнь о великане» - Смелый эксперимент создания своеобразной киновеллы где сказочное причудливое переплетается с реальным.
Режиссер В.П. Строева в процессе перевода сценария на язык экрана сумела добиться единства сказочного и реального при помощи удачных изобразительных средств и музыкального решения темы. Способствует этому и прекрасная актерская игра. Гиперболизированный образ великана Тулагая в трактовке заслуженного артиста республики Жагди Огизбаева обретает черты реальности, живет на экране. Музыка композитора Н. Кракова значительно содействует единству восприятия всего происходящего. Через весь фильм лейтмотивом звучит известная народная песня «Каракесек», которая подчеркивает и усиливает драматизм фильма. Народный артист республики Казахстан Капан Бадыров, превосходно исполнил роль Кургена.
В1943 году был выпущен фильм «Белая роза» в постановке заслуженного деятеля искусств Казахской ССР режиссер Е. Арона. Это кратко метражная музыкальная кинокомедия о казахской колхозной молодежи, готовящейся к боевым схваткам с врагом и любящей жизнь так, как это присущее молодости. Жанр комедии – один из труднейших жанров в кино. Тем более кратко метражная комедия. Здесь все должно быть до предела сжатым и одновременно ярким и выразительным это обстоятельство требует лаконичности: необходимо двумя- тремя штрихами раскрыть характеры персонажей, создать целостные образы, и действия людей должны вызывать у зрителя веселую улыбку и смех.
Нельзя сказать что фильм «Белая роза» является примером создания крупных и значительных образов и кратко метражной картины, но тем не менее, здесь много творческих удач. Прежде всего, созданы комедийные характеры (Джагпар, Сабира, джигиты) комедийные ситуаций: девушка дарит молодым, своим обожателям белые розы и только избранному красную каждый, получив белую розу, конечно, избранником считает себя.
Запоминающийся комедийный образ создал народный артист Казахской ССР Серке Кожамкулов, исполнявший роль ворчливого, но в сущности доброго старика Джагпара. Народный артист казахской ССР Сейфолла Тельгараев превосходно сыграл роль страстно влюбленного джигита. Обаятельная артистка Нурсулс Тапалова в роли Сабиры избалованной и хитрой внучки старика Джагпара.
Мелодичны музыка и песни фильма, написанные композитором Оскаром Сандиером. А песни Сабиры были подхвачены народом.
Режиссеры А. Минкин и С.Тимошенко осуществили постановку фильма «Под звуком домбры». Это фильм – концерт, состоит он из отрывков известных казахских опер и отдельных номеров в исполнении Казахского государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы, народных артистов республики Дины Нурпеисовой, Джусупбека Елебекова, Жамал Омаровой, братьев Абдуллиных. Используя отрывки опер спектаклей и отдельные эстрадные номера, постановщики фильма отказались даже от готовых театральных декораций костюмов. Все было сделано заново в соответствии с требованиями кино. По новому подошел творчески коллектив фильма, и к мизанценеровке использовав при этом богатые возможности кино. Каждая сцена в фильме тщательно разработана. Съемочная камера все время в движении и постоянно удерживает внимание зрителя, не ослабляя его интереса к происходящему на экране.
Когда певцы или оркестр исполняют ту или иную песню и музыку, автор фильма, стремился придать номерам динамику, воспроизводят содержание их на экране. Такая своеобразная экранизация удачно живила, например шуточную «Песню о шестнадцати девушках», исполняемую заслуженным артистом республики А.Курмановым. ....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» Су тасқынынан зардап шеккендерге қосымша тағы 553 мың теңге төленеді
» Елімізде TikTok желісі бұғатталуы мүмкін бе?
» Елімізде су тасқынынан зардап шеккендердің қандай мүліктеріне өтемақы төленеді?