Внешняя политика Турции
Содержание
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦИИ ….……………………….5
ГЛАВА 2 . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА…………………...15
2.1 Органы государственного управления………………………………… 15
2.2 Политические партии. Судебная система………………………………16
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ………………………………………………………18
3.1 Внешняя политика Турции……………………………………………...18
3.2 Вооруженные силы Турецкой республики……………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………27
ВВЕДЕНИЕ
Турецкая Республика была провозглашена 29 октября 1923. Это произошло после победы национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем (известным с 1934 как Ататюрк) в войне за независимость с державами Антанты, которые разгромили Османскую империю в Первой мировой войне, и с греческими войсками, которые попытались захватить значительную часть Анатолии. Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого национального собрания.
Турция - это страна, которая находится в Малой Азии. Входит Кипр. Омывается Средиземным, Эгейским, Мраморным, Черным морями. Климат субтропический.
Природа: нагорье и горы, преобладают степи, 25%- леса и кустарники.
Площадь: 779 450 км 3.
Религия: Ислам (суннизм)
Государственный язык: турецкий.
Столица: Анкара.
Крупные города: Стамбул, Измир, Измит, Анталья.
Основные отрасли хозяйства: туризм, торговля.
Валюта: турецкая лира.
В настоящее время одна из быстроразвивающихся стран.
Экспорт: сталь, фрукты, табак.
Проблемы: этнонациональная (самоопределение курдов, армян), терроризм, Кипр .
Также в данной работе были использованы - справочники, монографии, сборники статей, посвященные политике Турции.
Современные западные и турецкие политологи считают, что в 1990-х гг. Турция оказалась перед дилеммой выбора между Европейским союзом и пантюркистским исламизмом. Таким образом, это государство пред¬ставляет собой пример «столкновения цивилизаций» в духе концепции Хантингтона. Кемалистская элита решительно отвергла принадлежность своей страны к Ближнему Востоку. Американские эксперты считают, что Ближнему Востоку необходимо «государство-ядро», которое спо¬собствовало бы систематическому упорядочиванию (стабилизации) в регионе. Самым подходящим кандидатом на эту роль им представляется Турция. Этого же интуитивно добиваются и турецкие исламисты. Но это грозит выводом страны из-под западного влияния. Другой процесс, ко¬торый интенсифицируют кемалисты-националисты, заключающийся в создании «тюркского мира» от Балкан до Восточного Туркестана, также способен изменить прозападную ориентацию Анкары. В этой связи за¬падные авторы цитируют высказывание Н. Назарбаева, который в сентяб¬ре 1991 г. заявил, что XXI век станет веком Турции. Вероятно, под этим подразумевается создание единого Туркестана. Некоторые американские политики считают, что ориентация Турции на Восток должна использо¬ваться Западом. В ближайшем будущем, если в регионе Средиземномо¬рья начнется конфронтация между Севером и Югом, Турция могла бы сыграть ключевую роль на той или иной стороне.
Международные отношения Казахстана стали развиваться с образованием независимого государства.
В 90-е годы в связи с большими капиталовложениями турецкого правительства в экономику Республики Казахстан возрос интерес к этой стране. С этим связано повышение популярности идеи пантюркизма.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦИИ
В 70 г.г. XI века в малой Азии возник «Сельджукский Султанат». Основатель – вождь сельджукских племен Тогрул – бек. Сельджуки вели постоянные войны с Византией. Значительно усилились в середине XI века. В 1097 г. – крестоносцы нанесли поражение сельджукам под городами Никея и Экишехера. В результате они потеряли значительные территории, завоеванные у Византии.
В 1207г. сельджуки вновь завоевывают Анталью, Киликию, Судак. В 20-30 г.г. XIII века – расцвет государства Сельджуков. Глава государства султан, опирался на личную гвардию. При нем находился «диван» – государственный совет. Основная идеология – ислам. В этот период характерно было распространение религиозных ересей, развивается культ мученичества, идеи мессианства и аскетизма. В середине XIII веке голод. эпидемии в Малой Азии. Султанат был завоеван монголами.
В начале XIV века Сельджукское государство распалось на 12 независимых бейликов.
В 1307 году был убит монголами последний сельджукский султан.
Постоянно выделился самый крупный бейлик- Караманский, позже он получил название Османский.
К 50 г.г. XIV века он завоевал значительные территории на Балканском полуострове (Болгарию, Сербию). Несколько попыток завоевать Византию закончились неудачей.
В 1375 году султан Мурад I проводит административную и судебную реформу. Государство делится на округа (санджики) и области (пашалыки).
В 1361 год из военнопленных и детей-пленных создается корпус янычар, воспитанных в духе личной преданности султану.
Начало XV века было посвящено борьбе Османского государства с антитурецкими выступлениями на Балканском полуострове. В 1453 году турки захватили Константинополь, в 1456 г. - Молдавию, в 1463 г. - Боснию, в 1476 г - Валахию. Папа Римский был обеспокоен быстрым продвижением турков по Европе. 1463-1479 г.г. - Венецианская война. Венеция уступила острова Эгейского моря и вынуждена платить дань. 1480 г. - Гильдик Ахмед-паша завоевал Южную Италию, но дальше продвинуться не смог. Вскоре итальянцы сумели выгнать их оттуда.
В конце XV века Османская Империя окончательно сложилась. Развивалась транзитная торговля и сильная централизованная власть, характеризующаяся агрессивной политикой. В 1516г. Селим I завоевывает Сирию, Хиджаз и Египет.
Были определены основные противники Турции - государство Сефевидов, Габсбургов, Московское и Испания. В 1573г. сформирована антитурецкая «священная лига» (Генуя, Венеция, Савойя, Испания). Венеция теряет Кипр.
В XVII веке боеспособность Османской армии падает. Янычары активно участвуют в дворцовых интригах. Происходит упадок военно-ленной системы. Политика султанов - подавление недовольства населения непосильными сборами и военные походы. Война с Портой закончилась поражением Турции. Она потеряла Венгрию, Славонию, Трансильванию .
Причины упадка:
1. Распад военно-ленной системы.
2. Неспособность нации - завоевателей возглавить культурные преобразования.
3. Невыгодное соотношение сил на международной арене.
Османская, или Оттоманская, империя, как называли султанскую Турцию, уже к концу XIX в. превратилась в полуколонию империалистических держав. Формально она считалась самостоятельным государством. Падишах (император), обычно именовавшийся европейцами султаном, был неограниченным самодержцем. В качестве халифа («наместника пророка») он претендовал также на духовную власть над мусульманами «всего мира». Назначаемое султаном правительство именовалось Блистательной Портой, а премьер-министр носил столь же пышный титул великого везира. Турция заключала международные трактаты, отправляла и принимала дипломатических представителей, имела армию и флот, располагала прочими внешними атрибутами суверенной державы. .Но все это было фикцией. Подлинными хозяевами страны являлись иностранные империалисты.
Объявив Османскую империю «больным человеком Европы», империалистические державы присвоили себе «право» решать ее судьбу. Без всякого участия, а часто и без ведома Турции они заключали между собой непосредственно ее касавшиеся договоры и соглашения. Явно и тайно происходил раздел «оттоманского наследства». Многие провинции империи, формально еще остававшиеся под суверенитетом султана, фактически были захвачены иностранными государствами. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия, Тунис - Франция, Кипр и Египет - Англия. В Македонии, хотя там. и не было иностранных войск, иностранные так называемые гражданские агентства контролировали деятельность турецких властей и иностранные офицеры возглавляли жандармерию. Иностранные инструкторы находились в турецкой армии, во флоте, в различных учреждениях. Иностранные посольства и консульства вмешивались в любые внутренние турецкие дела, вплоть до вопросов о назначении должностных лиц.
Бедствия народных масс усугублялись диким произволом султанского правительства и местных властей. Вступивший в 1876 г. на престол султан Абдул Хамид II уже через два года уничтожил провозглашенную под давлением прогрессивных кругов конституцию (так называемую «конституцию Мидхата») и установил жестокий террористический режим, вошедший в турецкую историю под красочным названием «зулюм» (угнетение, тирания). Никто в стране не был гарантирован от насилия, захвата имущества, утраты свободы и самой жизни. Полиция и жандармерия, банды башибузуков (иррегулярные войска) и хамидие (иррегулярная конница, получившая свое название по имени султана Абдул Хамида) свирепствовали на всей территории империи, подавляя малейшие проявления национально-освободительных движений и вообще всякого недовольства. Абдул-Хамид возвел в систему жестокие погромы армян, балканских христиан и других национальных меньшинств, заслужив этим прозвище «кровавого султана».
Во всех звеньях правительственного, административного и судебного аппарата царили фаворитизм, лихоимство, казнокрадство. Ни одно даже самое мелкое дело не принималось к рассмотрению без традиционного «бакшиша». Расхищение государственного достояния достигло небывалых даже для Турции размеров. Абдул-Хамид подавал пример. Присвоив лучшие земельные угодья из казенного фонда (главным образом в Ираке), он сделался крупнейшим помещиком. Много казенных земель султан .раздарил своим любимцам. Местные паши сами расхватывали имения. Крупные помещики фактически не платили никаких налогов. Когда приходили сборщики, они откупались от них взяткой или просто выгоняли их.
Губернаторы, облагая население дорожной податью, клали деньги себе в карман, а затем насильно сгоняли крестьян на строительство дорог, которые зачастую так и оставались недостроенными. Например, в санджаке Болу шесть лет строилась, но не была построена дорога протяжением на три часа езды. Подобная же судьба постигла строительство дороги в Европейской Турции между Монастырем и Эльбасаном, тянувшейся около двадцати пяти лет.
В докладе министерства общественных работ за 1880 г. числилась «строящаяся» железнодорожная линия между Муданьей и Каракёем протяжением в 160 км и стоимостью около 7 млн. лир (т.е. около 60 млн. руб.), причем участок от Муданьи до Брусы фигурировал в качестве «почти оконченного». В действительности же отпущенные казной деньги были разворованы, так же как и некоторые закупленные материалы, а спустя несколько лет это «строительство», даже не начатое, было передано в концессию иностранным предпринимателям.
Пытаясь отвлечь народные массы от классовой борьбы и углубить религиозную рознь в стране, Абдул Хамид II сделал орудием своей политики (как внутренней, так и внешней) наиболее реакционное течение - панисламизм, основанное на фикции единства всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При посредстве панисламизма Абдул Хамид надеялся не только удержать в подчинении мусульманское население империи, но и распространить свое влияние на мусульман России, Индии, Индонезии, Египта, Северной Африки.
Культурное развитие Турции задерживалось на самом низком уровне. Даже те скромные уступки в области культуры, на которые господствующий класс пошел в период Танзимата, были теперь взяты обратно. Народное образование, наука, литература, искусство, пресса были отброшены на несколько десятилетий назад. Основным типом школ оставались средневековые медресе (религиозные училища при мечетях). Светские школы насчитывались единицами, и допускались они преимущественно лишь в тех отраслях образования, без которых не мог обойтись абсолютистский режим (военное дело, медицина, ветеринария).
Прогрессивные писатели и публицисты периода Танзимата подверглись жестоким репрессиям. Многие ив них эмигрировали. Турецкая литература утратила какие бы то ни было прогрессивные черты. Совсем замерла пресса. Из 50 периодических изданий, выходивших на турецком языке в Стамбуле в середине 70-х годов, теперь сохранились лишь три ежедневные газеты тиражом от 2 до 15 тыс. экземпляров и несколько журналов, имевших совсем ничтожное распространение.
Султан Абдул Хамид II смертельно боялся проникновения в Турцию прогрессивных идей. По его приказу был воспрещен ввоз произведений Вольтера, Толстого, Байрона, Шиллера, трудов историков Шлоссера, Вебера, Файфа, Соловьева. В театрах не разрешалось ставить «Гамлета», чтобы народ не видел даже на сцене убийства короля. В числе запрещенных цензурой иностранных пьес были также «Венецианский купец», «Орленок», «Сирано де Бержерак», «Дочь мадам Анго» и многие другие. Из газет и книг, издававшихся в Турции, цензура беспощадно вычеркивала малейшие намеки на революцию или государственные перевороты. Об убийстве в Белграде сербского короля и королевы в 1903 г. турецкие газеты сообщили в следующих выражениях: «Его величество король сербский Александр и королева Драга скончались от удара молнии». Существовал длинный перечень «запрещенных» слов, таких, как «республика», «конституция», «свобода», «право», «равенство», «патриотизм», «герой», «тирания», «кровопролитие» и др. Слово «звезда» (по-турецки «йылдыз») даже в астрономии заменялось словом «светило», чтобы избежать намека на султанский дворец Иылдыз-киоск.
Начало организационного оформления турецкого буржуазно-революционного движения восходит к 1889 г., когда в Стамбуле был впервые создан тайный политический комитет под названием «Единение и прогресс» (по-турецки - «Иттихад ве теракки»). Его учредили студенты военно-медицинского училища албанец Ибрагим Темо, турок Абдулла Джевдет, курд Исхак Сюкути и черкес Мехмед Решид. Через два года, в 1891 г., сформировался заграничный центр турецких буржуазных революционеров Османское общество «Единение и прогресс». С 1892 г. стал выходить в Париже печатный орган общества - газета «Мешверет» («Дебаты») под редакцией Ахмед Риза-бея, учившегося тогда в парижском сельскохозяйственном институте. Стамбульский комитет Единение и прогресс в своем первоначальном составе просуществовал недолго: шпионы Абдул Хамида проведали о нем, последовали аресты, и комитет распался. Но в 1894 г. он был восстановлен при участии возвратившегося к этому времени в Турцию Ахмеда Ризы, историка Мурада, доктора Назыма и некоторых других. В Турции существовали и другие тайные политические кружки, носившие различные наименования - Сторонники свободы, За родину и свободу и т.п. Все они строились строго конспиративно, по принципу «пятерок», и были слабо связаны друг с другом. Комитет Единение и прoгрeсc, или просто Комитет, как его обычно называли в Турции, приобрел наибольшую известность прежде всего потому, что он располагал за границей печатными органами. Помимо, газеты «Мешверет» вскоре появились и другие газеты и журналы турецких эмигрантов: «Шура-и уммет» («Национальное собрание») в Париже, «Османлы» («Османец») в Женеве, «Мизан» («Весы») в Каире, а затем в Женеве, «Истикбаль» («Будущее») - в Неаполе и т.д.
Так началась деятельность турецких буржуазно-революционных организаций, поставивших своей задачей борьбу с абдулхамидовским зулюмом. Участников этих организаций стали называть в Турции «оттоманскими либералами», а за границей - младо турками, понимая тогда под этими расплывчатыми выражениями всех вообще сторонников введения конституционного строя в Турции. Впоследствии младо турками обычно называли уже только членов партии Единение и прогресс.
В 1906 году Комитет Единение и прогресс перенес свое местопребывание в Салоники. В 1908 г. произошла младотурецкая революция.
Новый режим представлялся современникам устойчивым и прочным. Реакционные силы совсем притихли. Султан Абдул Хамид объявил себя сторонником конституции. За исключением нескольких наиболее одиозных деятелей старого режима, бежавших за границу с помощью иностранных посольств (главным образом германского и австро-венгерского), все министры, сановники, генералы, высшее мусульманское духовенство также демонстрировали свою приверженность конституционному строю. После недолгого периода выжидания одобрили младотурецкий переворот и империалистические державы. Они воздержались от осуществления выдвинутого было Италией предложения о вооруженной интервенции в Турции, наподобие той, которая была произведена в 1900 г. в Китае, и стали наперебой выражать сочувствие и похвалу младо туркам. Англия и Россия приостановили проведение в жизнь своей Ревельской программы. Из.....
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦИИ ….……………………….5
ГЛАВА 2 . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА…………………...15
2.1 Органы государственного управления………………………………… 15
2.2 Политические партии. Судебная система………………………………16
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ………………………………………………………18
3.1 Внешняя политика Турции……………………………………………...18
3.2 Вооруженные силы Турецкой республики……………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………27
ВВЕДЕНИЕ
Турецкая Республика была провозглашена 29 октября 1923. Это произошло после победы национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем (известным с 1934 как Ататюрк) в войне за независимость с державами Антанты, которые разгромили Османскую империю в Первой мировой войне, и с греческими войсками, которые попытались захватить значительную часть Анатолии. Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого национального собрания.
Турция - это страна, которая находится в Малой Азии. Входит Кипр. Омывается Средиземным, Эгейским, Мраморным, Черным морями. Климат субтропический.
Природа: нагорье и горы, преобладают степи, 25%- леса и кустарники.
Площадь: 779 450 км 3.
Религия: Ислам (суннизм)
Государственный язык: турецкий.
Столица: Анкара.
Крупные города: Стамбул, Измир, Измит, Анталья.
Основные отрасли хозяйства: туризм, торговля.
Валюта: турецкая лира.
В настоящее время одна из быстроразвивающихся стран.
Экспорт: сталь, фрукты, табак.
Проблемы: этнонациональная (самоопределение курдов, армян), терроризм, Кипр .
Также в данной работе были использованы - справочники, монографии, сборники статей, посвященные политике Турции.
Современные западные и турецкие политологи считают, что в 1990-х гг. Турция оказалась перед дилеммой выбора между Европейским союзом и пантюркистским исламизмом. Таким образом, это государство пред¬ставляет собой пример «столкновения цивилизаций» в духе концепции Хантингтона. Кемалистская элита решительно отвергла принадлежность своей страны к Ближнему Востоку. Американские эксперты считают, что Ближнему Востоку необходимо «государство-ядро», которое спо¬собствовало бы систематическому упорядочиванию (стабилизации) в регионе. Самым подходящим кандидатом на эту роль им представляется Турция. Этого же интуитивно добиваются и турецкие исламисты. Но это грозит выводом страны из-под западного влияния. Другой процесс, ко¬торый интенсифицируют кемалисты-националисты, заключающийся в создании «тюркского мира» от Балкан до Восточного Туркестана, также способен изменить прозападную ориентацию Анкары. В этой связи за¬падные авторы цитируют высказывание Н. Назарбаева, который в сентяб¬ре 1991 г. заявил, что XXI век станет веком Турции. Вероятно, под этим подразумевается создание единого Туркестана. Некоторые американские политики считают, что ориентация Турции на Восток должна использо¬ваться Западом. В ближайшем будущем, если в регионе Средиземномо¬рья начнется конфронтация между Севером и Югом, Турция могла бы сыграть ключевую роль на той или иной стороне.
Международные отношения Казахстана стали развиваться с образованием независимого государства.
В 90-е годы в связи с большими капиталовложениями турецкого правительства в экономику Республики Казахстан возрос интерес к этой стране. С этим связано повышение популярности идеи пантюркизма.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦИИ
В 70 г.г. XI века в малой Азии возник «Сельджукский Султанат». Основатель – вождь сельджукских племен Тогрул – бек. Сельджуки вели постоянные войны с Византией. Значительно усилились в середине XI века. В 1097 г. – крестоносцы нанесли поражение сельджукам под городами Никея и Экишехера. В результате они потеряли значительные территории, завоеванные у Византии.
В 1207г. сельджуки вновь завоевывают Анталью, Киликию, Судак. В 20-30 г.г. XIII века – расцвет государства Сельджуков. Глава государства султан, опирался на личную гвардию. При нем находился «диван» – государственный совет. Основная идеология – ислам. В этот период характерно было распространение религиозных ересей, развивается культ мученичества, идеи мессианства и аскетизма. В середине XIII веке голод. эпидемии в Малой Азии. Султанат был завоеван монголами.
В начале XIV века Сельджукское государство распалось на 12 независимых бейликов.
В 1307 году был убит монголами последний сельджукский султан.
Постоянно выделился самый крупный бейлик- Караманский, позже он получил название Османский.
К 50 г.г. XIV века он завоевал значительные территории на Балканском полуострове (Болгарию, Сербию). Несколько попыток завоевать Византию закончились неудачей.
В 1375 году султан Мурад I проводит административную и судебную реформу. Государство делится на округа (санджики) и области (пашалыки).
В 1361 год из военнопленных и детей-пленных создается корпус янычар, воспитанных в духе личной преданности султану.
Начало XV века было посвящено борьбе Османского государства с антитурецкими выступлениями на Балканском полуострове. В 1453 году турки захватили Константинополь, в 1456 г. - Молдавию, в 1463 г. - Боснию, в 1476 г - Валахию. Папа Римский был обеспокоен быстрым продвижением турков по Европе. 1463-1479 г.г. - Венецианская война. Венеция уступила острова Эгейского моря и вынуждена платить дань. 1480 г. - Гильдик Ахмед-паша завоевал Южную Италию, но дальше продвинуться не смог. Вскоре итальянцы сумели выгнать их оттуда.
В конце XV века Османская Империя окончательно сложилась. Развивалась транзитная торговля и сильная централизованная власть, характеризующаяся агрессивной политикой. В 1516г. Селим I завоевывает Сирию, Хиджаз и Египет.
Были определены основные противники Турции - государство Сефевидов, Габсбургов, Московское и Испания. В 1573г. сформирована антитурецкая «священная лига» (Генуя, Венеция, Савойя, Испания). Венеция теряет Кипр.
В XVII веке боеспособность Османской армии падает. Янычары активно участвуют в дворцовых интригах. Происходит упадок военно-ленной системы. Политика султанов - подавление недовольства населения непосильными сборами и военные походы. Война с Портой закончилась поражением Турции. Она потеряла Венгрию, Славонию, Трансильванию .
Причины упадка:
1. Распад военно-ленной системы.
2. Неспособность нации - завоевателей возглавить культурные преобразования.
3. Невыгодное соотношение сил на международной арене.
Османская, или Оттоманская, империя, как называли султанскую Турцию, уже к концу XIX в. превратилась в полуколонию империалистических держав. Формально она считалась самостоятельным государством. Падишах (император), обычно именовавшийся европейцами султаном, был неограниченным самодержцем. В качестве халифа («наместника пророка») он претендовал также на духовную власть над мусульманами «всего мира». Назначаемое султаном правительство именовалось Блистательной Портой, а премьер-министр носил столь же пышный титул великого везира. Турция заключала международные трактаты, отправляла и принимала дипломатических представителей, имела армию и флот, располагала прочими внешними атрибутами суверенной державы. .Но все это было фикцией. Подлинными хозяевами страны являлись иностранные империалисты.
Объявив Османскую империю «больным человеком Европы», империалистические державы присвоили себе «право» решать ее судьбу. Без всякого участия, а часто и без ведома Турции они заключали между собой непосредственно ее касавшиеся договоры и соглашения. Явно и тайно происходил раздел «оттоманского наследства». Многие провинции империи, формально еще остававшиеся под суверенитетом султана, фактически были захвачены иностранными государствами. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия, Тунис - Франция, Кипр и Египет - Англия. В Македонии, хотя там. и не было иностранных войск, иностранные так называемые гражданские агентства контролировали деятельность турецких властей и иностранные офицеры возглавляли жандармерию. Иностранные инструкторы находились в турецкой армии, во флоте, в различных учреждениях. Иностранные посольства и консульства вмешивались в любые внутренние турецкие дела, вплоть до вопросов о назначении должностных лиц.
Бедствия народных масс усугублялись диким произволом султанского правительства и местных властей. Вступивший в 1876 г. на престол султан Абдул Хамид II уже через два года уничтожил провозглашенную под давлением прогрессивных кругов конституцию (так называемую «конституцию Мидхата») и установил жестокий террористический режим, вошедший в турецкую историю под красочным названием «зулюм» (угнетение, тирания). Никто в стране не был гарантирован от насилия, захвата имущества, утраты свободы и самой жизни. Полиция и жандармерия, банды башибузуков (иррегулярные войска) и хамидие (иррегулярная конница, получившая свое название по имени султана Абдул Хамида) свирепствовали на всей территории империи, подавляя малейшие проявления национально-освободительных движений и вообще всякого недовольства. Абдул-Хамид возвел в систему жестокие погромы армян, балканских христиан и других национальных меньшинств, заслужив этим прозвище «кровавого султана».
Во всех звеньях правительственного, административного и судебного аппарата царили фаворитизм, лихоимство, казнокрадство. Ни одно даже самое мелкое дело не принималось к рассмотрению без традиционного «бакшиша». Расхищение государственного достояния достигло небывалых даже для Турции размеров. Абдул-Хамид подавал пример. Присвоив лучшие земельные угодья из казенного фонда (главным образом в Ираке), он сделался крупнейшим помещиком. Много казенных земель султан .раздарил своим любимцам. Местные паши сами расхватывали имения. Крупные помещики фактически не платили никаких налогов. Когда приходили сборщики, они откупались от них взяткой или просто выгоняли их.
Губернаторы, облагая население дорожной податью, клали деньги себе в карман, а затем насильно сгоняли крестьян на строительство дорог, которые зачастую так и оставались недостроенными. Например, в санджаке Болу шесть лет строилась, но не была построена дорога протяжением на три часа езды. Подобная же судьба постигла строительство дороги в Европейской Турции между Монастырем и Эльбасаном, тянувшейся около двадцати пяти лет.
В докладе министерства общественных работ за 1880 г. числилась «строящаяся» железнодорожная линия между Муданьей и Каракёем протяжением в 160 км и стоимостью около 7 млн. лир (т.е. около 60 млн. руб.), причем участок от Муданьи до Брусы фигурировал в качестве «почти оконченного». В действительности же отпущенные казной деньги были разворованы, так же как и некоторые закупленные материалы, а спустя несколько лет это «строительство», даже не начатое, было передано в концессию иностранным предпринимателям.
Пытаясь отвлечь народные массы от классовой борьбы и углубить религиозную рознь в стране, Абдул Хамид II сделал орудием своей политики (как внутренней, так и внешней) наиболее реакционное течение - панисламизм, основанное на фикции единства всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При посредстве панисламизма Абдул Хамид надеялся не только удержать в подчинении мусульманское население империи, но и распространить свое влияние на мусульман России, Индии, Индонезии, Египта, Северной Африки.
Культурное развитие Турции задерживалось на самом низком уровне. Даже те скромные уступки в области культуры, на которые господствующий класс пошел в период Танзимата, были теперь взяты обратно. Народное образование, наука, литература, искусство, пресса были отброшены на несколько десятилетий назад. Основным типом школ оставались средневековые медресе (религиозные училища при мечетях). Светские школы насчитывались единицами, и допускались они преимущественно лишь в тех отраслях образования, без которых не мог обойтись абсолютистский режим (военное дело, медицина, ветеринария).
Прогрессивные писатели и публицисты периода Танзимата подверглись жестоким репрессиям. Многие ив них эмигрировали. Турецкая литература утратила какие бы то ни было прогрессивные черты. Совсем замерла пресса. Из 50 периодических изданий, выходивших на турецком языке в Стамбуле в середине 70-х годов, теперь сохранились лишь три ежедневные газеты тиражом от 2 до 15 тыс. экземпляров и несколько журналов, имевших совсем ничтожное распространение.
Султан Абдул Хамид II смертельно боялся проникновения в Турцию прогрессивных идей. По его приказу был воспрещен ввоз произведений Вольтера, Толстого, Байрона, Шиллера, трудов историков Шлоссера, Вебера, Файфа, Соловьева. В театрах не разрешалось ставить «Гамлета», чтобы народ не видел даже на сцене убийства короля. В числе запрещенных цензурой иностранных пьес были также «Венецианский купец», «Орленок», «Сирано де Бержерак», «Дочь мадам Анго» и многие другие. Из газет и книг, издававшихся в Турции, цензура беспощадно вычеркивала малейшие намеки на революцию или государственные перевороты. Об убийстве в Белграде сербского короля и королевы в 1903 г. турецкие газеты сообщили в следующих выражениях: «Его величество король сербский Александр и королева Драга скончались от удара молнии». Существовал длинный перечень «запрещенных» слов, таких, как «республика», «конституция», «свобода», «право», «равенство», «патриотизм», «герой», «тирания», «кровопролитие» и др. Слово «звезда» (по-турецки «йылдыз») даже в астрономии заменялось словом «светило», чтобы избежать намека на султанский дворец Иылдыз-киоск.
Начало организационного оформления турецкого буржуазно-революционного движения восходит к 1889 г., когда в Стамбуле был впервые создан тайный политический комитет под названием «Единение и прогресс» (по-турецки - «Иттихад ве теракки»). Его учредили студенты военно-медицинского училища албанец Ибрагим Темо, турок Абдулла Джевдет, курд Исхак Сюкути и черкес Мехмед Решид. Через два года, в 1891 г., сформировался заграничный центр турецких буржуазных революционеров Османское общество «Единение и прогресс». С 1892 г. стал выходить в Париже печатный орган общества - газета «Мешверет» («Дебаты») под редакцией Ахмед Риза-бея, учившегося тогда в парижском сельскохозяйственном институте. Стамбульский комитет Единение и прогресс в своем первоначальном составе просуществовал недолго: шпионы Абдул Хамида проведали о нем, последовали аресты, и комитет распался. Но в 1894 г. он был восстановлен при участии возвратившегося к этому времени в Турцию Ахмеда Ризы, историка Мурада, доктора Назыма и некоторых других. В Турции существовали и другие тайные политические кружки, носившие различные наименования - Сторонники свободы, За родину и свободу и т.п. Все они строились строго конспиративно, по принципу «пятерок», и были слабо связаны друг с другом. Комитет Единение и прoгрeсc, или просто Комитет, как его обычно называли в Турции, приобрел наибольшую известность прежде всего потому, что он располагал за границей печатными органами. Помимо, газеты «Мешверет» вскоре появились и другие газеты и журналы турецких эмигрантов: «Шура-и уммет» («Национальное собрание») в Париже, «Османлы» («Османец») в Женеве, «Мизан» («Весы») в Каире, а затем в Женеве, «Истикбаль» («Будущее») - в Неаполе и т.д.
Так началась деятельность турецких буржуазно-революционных организаций, поставивших своей задачей борьбу с абдулхамидовским зулюмом. Участников этих организаций стали называть в Турции «оттоманскими либералами», а за границей - младо турками, понимая тогда под этими расплывчатыми выражениями всех вообще сторонников введения конституционного строя в Турции. Впоследствии младо турками обычно называли уже только членов партии Единение и прогресс.
В 1906 году Комитет Единение и прогресс перенес свое местопребывание в Салоники. В 1908 г. произошла младотурецкая революция.
Новый режим представлялся современникам устойчивым и прочным. Реакционные силы совсем притихли. Султан Абдул Хамид объявил себя сторонником конституции. За исключением нескольких наиболее одиозных деятелей старого режима, бежавших за границу с помощью иностранных посольств (главным образом германского и австро-венгерского), все министры, сановники, генералы, высшее мусульманское духовенство также демонстрировали свою приверженность конституционному строю. После недолгого периода выжидания одобрили младотурецкий переворот и империалистические державы. Они воздержались от осуществления выдвинутого было Италией предложения о вооруженной интервенции в Турции, наподобие той, которая была произведена в 1900 г. в Китае, и стали наперебой выражать сочувствие и похвалу младо туркам. Англия и Россия приостановили проведение в жизнь своей Ревельской программы. Из.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?