» » » Курсовая работа: Культура Европы эпохи Возрождения

Курсовая работа: Культура Европы эпохи Возрождения

Курсовая работа: Культура Европы эпохи Возрождения казакша Курсовая работа: Культура Европы эпохи Возрождения на казахском языке
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии………4
3. Характерные черты итальянского Возрождения……………………...5
4. Характерные черты Северного Возрождения…………………………6
5. Наука…………………………………………………………………….10
6. Поэзия…………………………………………………………………...12
7. Стили ХVII века………………………………………………………...17
8. Заключение……………………………………………………………...18
9. Список литературы……………………………………………………..19

Введение
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, Время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии — мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.
В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии
В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина “Возрождение” (“Ренессанс”) принято в настоящей работе.
Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического – средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:
- эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
- Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й.Хейзинга называет Ренессанс “осенью Средневековья”);
- Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому “мосту” противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции, и т.п.).
Характерные черты итальянского Возрождения
Разумеется, не каждая из европейских стран осуществила за этот период подобное развитие, так сказать, “в полном объеме”. Однако духовное раскрепощение, дух индивидуализма, секуляризация духовных ценностей, обращение к человеку как центральной фигуре бытия являются необходимыми и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.
Процесс “переживания” Возрождения был неравномерен в различных европейских странах. Существует, строго говоря, три типа ренессансных культур, отличающихся полнотой переживания и реновации культуры:
- Итальянское Возрождение. Его характеризует последовательность процесса духовного раскрепощения, выхода из-под власти церкви (как экономически, так и политически – именно этот процесс получил название секуляризации), художественный взлет, появление новых жанров в искусство (да и собственно искусства в нашем понимании этого слова). Италия считается родиной культуры Возрождения. Именно здесь эта культура впервые заявляет о себе и форме искусства фактом появления книги стихов Данте Длигьери “Новая жизнь” (“Vita nuova”), этого первого в Европе литературного произведения на национальном языке.
В своем развитии ренессансный тип культуры прошел несколько этапов, наиболее четко выделяющихся в итальянской культуре, где они распределяются таким образом: Предвозрождение, или Проторенессанс (вторая половина XII – начало XIV века); раннее Возрождение (XIV – начало XV века); зрелое Возрождение (XV – первая четверть XVI века); Высокое Возрождение (первая четверть XVI – Середина XVI века); Позднее Возрождение (вторая половина XVI – начало XVII века).
Характерные черты Северного Возрождения
- Вторым типом ренессансной культуры считается Северное Возрождение (страны, расположенные к северу от Италии: Нидерланды, Германия, Франция). Оно характеризуется более сжатым и интенсивным, несколько “свернутым” протеканием, переносом ренессансной проблематики с внешних проявлений (в форме пластических искусств, зрелищности) на решение внутренних вопросов веры, государственности, права и т.д. Северное Возрождение начинается в середине XIV столетия и длится до конца XVIII ст.
- Третий тип ренессансных культур представляют культуры, пережившие лишь частичное Возрождение, “прожив” его в краткие периоды – за 40-70 лет и далеко не в “чистом” виде даже в сравнении с Северным Возрождением. К такому типу ренессансных культур относят культуру Англии, Португалии, ряда славянских стран: Чехии, Польши, Украины.
Обратимся к более пристальному рассмотрению ренессансной культуры Италии. При изучении итальянского Ренессанса встают два вопроса: что “возрождало” Возрождение и насколько широким в своем распространении среди различных слоев населения было это культурное движение?
Важнейшими чертами ренессансной культуры являются: развитие индивидуализма, в результате чего “героем эпохи” становится сильная героическая личность, светский характер мышления и поведения общества, эмансипация личности. Все это придало Возрождению характер переворота в сложившемся в середине века жизненном укладе и феодально-католическом восприятии мира.
Указанные процессы разворачиваются в Италии на фоне весьма развитой городской культуры, которая к середине XIII века выходит из-под власти церковников и светских феодалов. Главенствовали в этом процессе гуманисты – университетские преподаватели так называемых “studia humanitais” – цикла “человековедческих” дисциплин: литературы, языка, философии, истории, риторики, логики, грамматики и т.п. Важнейшим достижением гуманистов становится их проповедь прав личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей, на полное развитие способностей.
Устремленность гуманизма к раскрепощению, эмансипации личности находила крайнюю опору в античной культуре, которую гуманисты понимали как свою духовную “прародину”. Но величие человека виделось гуманистам сквозь призму богосозданности человека как “венца божественного творения”, властелина природы, завещанной человеку как врена и арсенал для его личностного творчества. Такие идеи пламенно утверждал в своем трактате “О достоинстве человека” гуманист Пикко де Ла Мирандола.
Итак, итальянский Ренессанс “возрождал” не столько собственно античность, сколько свое представление об античности, в центре духовных поисков которого стоял человек-творец. С такого Господь много взыщет, ибо ему Господом более всего и дано. Поэтому культура итальянского Возрождения по своему ментальному типу является антропоцентричной.
Одним из наиболее ярких признаков Итальянского Возрождения стало новое понимание искусства и науки, занятия которыми перестали считаться недостойными благородного человека, да и само представление о человеке претерпело существенные изменения (см. выше). Поэтому в раздробленной на множество карликовых государств, гвоорившей на разных диалектах Италии были так известны деятели исскуств – живописцы Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Рафаэль Санти, скульпторы Донателло и многие другие, чьи имена не требовали даже фамилий, чтобы быть узнанными.
Рядом с невиданными взлетами человеческого и патриотического сознания в культуру итальянского Возрождения должны быть включены и разгул Священной Инквизиции, и создание внутренней церковной полиции – ордена братьев иезуитов (от латинского произношения “Иисус”), многочисленные процессы против еретиков и ведьм (трактат "“Молот ведьм” выпущен монахами Инститорисом и Шпренгером в середине XV века – в эпоху зрелого Ренессанса).
Но все же эта эпоха вошла в историю как вздох освобождения, как рождение надежды. Именно в трактатах деятелей итальянского Возрождения впервые осмыслена великая роль новаторства, декларирована необходимость создания чего-то нового как оправдания человеческого существования. Именно итальянские гуманисты сделали первую попытку научного осмысления как предыдущей культуры, политики, государственности, так и своей (например, Маккнавелли в трактате “Государь”). Именно итальянские гуманисты оказались способны создать модель нового общества, основанного на идее демократии и веры в Бога (утопия Томазо Кампанеллы “Город солнца”).
В феодально-крестьянской Европе еще большей была пропасть между культурной элитой и основной массой носителей культуры. Но именно здесь было достигнуто равновесие между античными и средневековыми источниками нового духовного движения. В Северном Возрождении важнее оказалась не внешняя “перестройка” поведения, быта, чувств, а глубокие внутренние изменения взглядов на мир, а через них – и взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом, а позже – между человеком и Богом, выразившиеся в могучем религиозном движении Реформации. И хотя не было недостатка в технических открытиях, среди которых и изобретения книгопечатания немцем И. Гуттенбергом, создание новых сталей, технологий обработки металла, стекла, ветряных мельниц и т.д. – едва ли не главным открытием Северного Возрождения стало открытие человеком “Бога в себе” и права на непосредственное общение с ним на родном языке верующих, а не на мало кому здесь понятной латыни. Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Эрих фон Гуттен), быстро овладевает умами самых широких масс. Борьба за внутреннее благочестие – пиетизм – приводит вначале к возникновению Братства Общего Духа, внецерковного объединения верующих на религиозных основах, затем к появлению переводов Священного Писания на национальные языки и, наконец, к мощному разрыву с католической церковью.
Северное Возрождение отличается предельной экзальтированностью внутренних переживаний. Она проявлялась и в речах популярных проповедников, за которыми толпы слушателей ходили из города в город (например, мастер Иоганн Экхард, Антуан Фраден Францисканец, доминиканец св. Винцент Феррер или исповедник Жанны д’Арк юрат Ришар), и в произведениях мастеров искусства Северного Возрождения. Среди них особенно выделяются братья ван Эйки (которым легенда приписывает изобретение масляной живописи), семьи художников Кранахов, Гольбейнов, великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нервно-напряженное мироощущение эпохи находит свое воплощение в скульптуре и архитектуре. В целом в искусстве Северного Возрождения происходит соединение средневековой символики и по-новому осмысленного мистицизма, порождающее и новые пласты в понимании искусства.
Одно из важнейших открытий совершено культурой Северного Возрождения в сфере политико-экономической. Речь идет о так называемом магдебургском (“немецком”) праве – появлении городов, живших на основе самоуправления, свободных экономико-политических объединений, вплоть до выбора князей. Магдебургское право послужит источником создания европейских гражданских кодексов Нового времени.
Во второй половине XVI века на смену Реформации приходит Контрреформация – движение католической церкви за возвращение утерянного влияния. В Европе наступает эпоха непрерывных внешних и внутренних войн, которая продлится вплоть до начала XVIII столетия. В огне этих сражений сгорят останки ренессансных идеалов гуманизма. Но в них же возникнет и новое представление о мире и человеке. Эта новая картина будет описываться уже не языком гармонии, породившим ренессансное искусство,.....



Полную версию материала можете скачать через 30 секунд !!!

Автор: almira777 | 14 |


Загрузка...

RU / Сборник курсовых работ [бесплатно], скачать бесплатно Культура Европы эпохи Возрождения курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Культура Европы эпохи Возрождения скачать бесплатно, курсовая работа история скачать бесплатно, скачать бесплатно Культура Европы эпохи Возрождения курсовую работу база готовых курсовых работ бесплатно готовые курсовые работы Культура Европы эпохи Возрождения скачать бесплатно курсовая работа история скачать бесплатно, Курсовая работа: Культура Европы эпохи Возрождения