Женская пресса опыт сравнительного анализа

 Женская пресса опыт сравнительного анализа

Содержание
Введение...................................................................................................... 4
I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ .....………………..…… .. 8
1.1 История женской журналистики……………………………………. 8
1.2. Женский журнал как тип издания ………………………………….. 15

II. ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАЗАХСТАНА: ОПЫТ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА…..…………………………………….. ………. 23
2.1 Женские журналы Казахстана.…………………………………….. 23
2.2 Российский и зарубежный опыт выживания … ……………….. 32
Заключение................................................................................................. 44
Список использованной литературы ...................................................... 4

I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ

1.1 История женской журналистики


История женской прессы насчитывает несколько веков. Тематическое содержание женской прессы отличалось своеобразием. Сегодня особое внимание уделяется вопросам морально-этического свойства, истории, религии, искусству, т.е. всему, что связано с духовным развитием человека. Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и нравственное состояние, милосердие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы, женщина в литературе, истории, искусстве; рукоделие, мода. Но так было далеко не всегда.
В постсоветское время этот перечень стал более широким. Хотя тематическая направленность стала больше коммерческой, чем нравственной или духовной. Многие женские издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера освещается в них через восприятие женщины. В фокусе внимания находятся и вопросы экономического, правового, религиозного характера. Анализируются опыт и формы организации женского движения, феминистские концепции, международные связи. В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои – женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам» и консультациям психолога.
Как отмечает исследователь истории журналистики Р.П.Овсепян: «Односторонняя, предельно идеологизированная, ограниченная в диапазоне выражения чувств и сложных женских коллизий проблематика вошла в резкое противоречие с тем новым восприятием жизни, которое открывалось перед всем советским обществом в период начавшихся демократических преобразований. Рушилось старое, стандартное мышление, особенно в женской среде. Удовлетворение ее читательских интересов настоятельно требовала ломки психологических барьеров, эволюции характера и содержания женских изданий.
Обновление концепции женской прессы, ее деполитизация вызвали к жизни издания для семейного чтения, издания, возрождавшие национальные традиции, удовлетворявшие духовные, эстетические, эмоциональные запросы читательской аудитории»(1. С.263-264).
В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.
Родина модных журналов - Франция, но не Париж, «столица мод», а Лион. Именно здесь в 1679 году начал выходить маленький журнал «Mercure galant dedie a Monseigneur Le Dauphin» - в виде книжки в 8-ю долю листа. Привилегия на издание его была выдана 31 декабря 1677 года лично королем Людовиком XIV кавалеру де Визе, который позже передал свои права Томасу Амольри, жившему в Лионе.
Журнал открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской с королем Испанским, Карлом II, а к статье была приложена гравюра Трувена, изображающая костюм новобрачной. Это и была первая модная картинка первого модного журнала. В следующем году «Mercure» уже знакомил читателей с парижскими модами. Как долго издавался этот первый модный журнал - неизвестно, так как полностью номера его не сохранились.
В 1785 году в Париже возник модный журнал «Cabinet des modes ou les modes nouvelles», вслед за которым появился и первый немецкий модный журнал «Bertuch'sche Journal des Luxus und der Moden», издававшийся в Веймаре с 1786 по 1827 гг.
В 1786 году в Милане начал выходить и «Journal des dames et des modes en France». Считается, что именно на страницах этого издания родилась женская журналистика - со своей идеологией, со своими положительными сторонами и своими недостатками. И не случайно, что выход этого журнала совпал с «демократизацией» моды — она впервые предлагалась всем социальным слоям.
Женские издания появились в России еще в XVIII веке. Самым первым считается «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» - журнал, выходивший в Петербурге, затем в Москве в 1779 году. Издавал его известный просветитель, писатель Н.И.Новиков, который определял его как «литературный журнал для женщин, главная задача которого – дать легкое и нравоучительное чтение».
По мнению авторитетных специалистов, "первым вхождением женщин в журналистику России явилось не просто участие в ней двух выдающихся персон XVIII столетия Екатерины II и Екатерины Дашковой, но и их фактическое руководство журналами в раннюю пору становления журналистики в России" (2. С.8).
Именно этим незаурядным женщинам посвящен ряд статей, опубликованных в многочисленных сборниках, посвященных гендерным проблемам. Ученые отмечают взаимосвязь литературно-политической деятельности Екатерины II и политических задач эпохи. Одновременно Екатерина II и Екатерина Дашкова уже в век Просвещения осознали роль печатного слова не только в формировании общественного мнения, но и в создании собственного имиджа (3. С.12). Кроме того, каждая из них обладала яркой творческой индивидуальностью.
А. Н. Тепляшина пишет о Екатерине II: "Ее внимание сосредоточилось на фальши и аморальности общественного правопорядка, на нравственных болезнях людей. За границей и в России подвергалась сомнению самостоятельность ее литературного творчества. Однако исследования совершенно опровергли этот взгляд. Острый ум и сильный характер императрицы придали ее публицистике особенные черты" (4. С.154).
Регулярно дамские издания стали выходить в начале XIX века. Это журналы «Для милых», «Дамский журнал», «Аглая».
После отмены крепостного права при активизации женского движения пользуются спросом такие издания, как «Женский вестник» и «Женское образование», поднимавшие на своих страницах актуальные проблемы социализации женщин. В конце XIX столетия издаются три десятка новых женских журналов, в том числе «Рассвет» (универсальный, рассчитанный на широкую аудиторию), «Лучи» (для девушек), «Мой журнал» (для девочек), «В помощь матерям». Они распространяются по всей России и за рубежом, имеют огромный отклик. Также издаются журналы, адресованные профессиональным группам: «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», «Акушерка». Публикуются тематические издания: «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный рассвет», «Моды и рукоделие».
Был ли таким образом открыт для российских женщин путь в журналистику? В определенном смысле, конечно, да. Достаточно вспомнить русскую писательницу А. Я. Панаеву, не только принимавшую непосредственное участие в работе журнала "Современник", но и ставшую душой литературного салона, объединившего выдающихся деятелей русской культуры того времени (5. С.158).
В последней трети XIX в. сотрудницы российских газет, прежде всего петербургских, отстаивали свое право на литературный труд, занимаясь переводами иностранных новостей, выступали авторами статей и фельетонов, правда, это случалось гораздо реже. Женщины проявили себя тогда и в качестве тонких проницательных рецензентов и литературных критиков. Но все же в России журналистика оставалась по преимуществу мужской профессией вплоть до начала XX в., когда многие из наших соотечественниц ощутили в себе журналистское призвание.
Многие из них проявили себя как активные участницы освободительного движения, примкнув к разным политическим лагерям. Например, в периодической печати постоянно выступали А. В. Тыркова - убежденный проповедник либеральных ценностей и Е. К. Брешко-Брешковская - авторитетнейший деятель эсеровской партии. Однако, новое распределение профессиональных ролей не пришлось по душе мужчинам-журналистам, считавшим свою монополию на право работать в прессе непоколебимой.
В советский период для пропаганды развернувшегося женского движения были созданы специальные журналы для женщин: «Коммунистка» (1920), «Крестьянка» (1922), возрожден в 1923 году журнал «Работница», первый год издания которого – 1914. Основными женскими изданиями, освещающими участие женщин в общественном производстве и общественной жизни, стали такие журналы как «Делегатка» (1923), «Общественница» (1936), «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских журналов, а также иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных журнала – орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Диалог».
В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался, прежде всего, как существо общественное.
В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины печать всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание.
До начала 90-х гг. структура женских изданий была достаточно стабильна. Интенсивное развитие этой группы изданий произошло в связи с переменами в российском обществе, ознаменовавшими последнее десятилетие XIX века. По данным Российской книжной палаты, в 1997 году для женщин издавались 24 газеты с разовым тиражом около 1 млн 200 тыс. экз. и 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн экз.

Количество Тираж
Газеты 24 1.200.000 экз.
Журналы 22 1млн. экз.

Первое время женские издания были направлены только на определенные слои населения и делились по классовым категориям. Например, журнал о моде был рассчитан исключительно на ту часть населения, которая могла позволить себе те или иные изыски, т.е. заказать фасоны и модели одежды у портного с учетом всех новомодных тенденций. В основном содержание таких изданий делало упор на красочные иллюстрации, на которых модные барышни были изображены во всей своей красе в дорогих украшениях и модных тканях. Советские журналы призывали молодых женщин заниматься рукоделием и собственноручно шить удобную и многофункциональную одежду. Вообще, в такого рода журналах приветствовалось все, что было создано своими руками, именно поэтому всегда много публиковали рецептов приготовления пищи, а также подробно рассказывали, как изготовить подручные бытовые средства и даже мебель. Большим успехом у читательниц пользовались такие рубрики, как «Домоводство», «Приусадебный участок», «Мой ребенок», «Школа воспитания», в то время как подробности из жизни знаменитостей и эстрадных звезд переносились на второй план.
Ситуация изменилась в корне, когда влияние западной культуры стало все больше. Иллюстрации журналов стали более дерзкими и вызывающими, поменялась также и аудитория читательниц, интересоваться женскими секретами стали школьницы и студентки.
Такой переломный момент во второй половине 80-х годов пришелся на журналы «Крестьянка» и «Работница». Многие рубрики были заимствованы из западных журналов, таких как «Bazar» и «Burda». Но тогда о них еще мало кто знал, эти эксклюзивные на тот момент издания привозили из-за рубежа в небольшом количестве.
В начале 90-х годов российские издания пережили своего рода революцию и на постсоветском пространстве огромными тиражами стали выпускаться откровенные яркие журналы, в которых изображения интимного характера стали появляться все чаще. Революция не обошла стороной и женские издания, количество которых резко возросло.
Возникли такие журналы, как «Венера», «Женский калейдоскоп» и «Женские штучки». Рассвет российских глянцевых журналов пришелся на 1996 год, когда в продаже появились первые иностранные журналы на русском языке. Это знаменитые «Cosmopolitan», «Vogue», «Elle».
Появились первые журналы для девочек-подростков: «Cool girl», «Штучка», «Шестнадцать». Такие журналы быстро завоевали популярность у юной аудитории. Копирующие взрослую бульварную прессу, журналы начали публиковать материалы о жизни звезд эстрады и кино, фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания. Такие журналы сделали упор на активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы -ответы), пытались оказать психологическую помощь, давали многочисленные советы на все интересующие вопросы.
Старший школьный возраст – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники пытаются глубже понять себя, сложную область человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества. Старшеклассники стремятся к самовыражению, к проявлению индивидуальности. Поэтому в журналах для них большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов (особо популярные рубрики «До» и «После») и модельеров. Причем публикуемые материалы обращены к разным слоям населения.
Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, принять гостей, отдохнуть, несмотря на отсутствие денег. Так, в журнале «Штучка» - рубрика «Своими руками, а в «Марусе» - «С миру по нитке», в журнале «Между нами, девочками» - «Второе дыхание».
Сегодня трудно предсказать дальнейшую судьбу таких журналов, но проанализировать положительные и отрицательные стороны их воздействия на подростковую аудиторию можно. Необходимо отметить тот факт, что за короткий срок они стали заметным явлением на российском информационном рынке.
В центре внимания философов, политологов, социологов, политических деятелей оказались также основные тенденции, характеризующие динамику положения женщины в современном мире, тот всемирный диалог, который ведется в целях достижения подлинного гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин, а также их полноценного участия во всех видах человеческой деятельности.
Отмечается необходимость комплексности в изучении гендерной проблематики. Подчеркивалось, что "лишь подобный подход в гендерных исследованиях способен дать то, чего все мы ждем от них - решение женского вопроса" (6. С.48).
Одновременно звучала мысль и о том, что гендерные исследования были бы неполными, если бы замкнулись на рассмотрении только женского вопроса. Существует и так называемый мужской вопрос, который, прежде всего, включает в себя проблему отцовства и совмещение ролей. Поднятие мужского вопроса наряду с женским связано с тем, что видимая беспроблемность существования мужчин в обществе уже стала стереотипом общественного сознания".
Конференции, созванные по инициативе ООН и определившие основные направления деятельности по улучшению положения женщин, немало содействовали выработке новой концепции, согласно которой решение гендерной проблемы требует неуклонного изменения как мужских, так и женских стереотипов.
По мнению профессора Н. А. Васильевой по-новому воспринимается проблема гендера в условиях информационного общества. Автор приходит к следующему заключению: «Если в ранние периоды становления индустриального общества именно гуманизм был формой самоутверждения и самопознания женщины, то в условиях новой информационной среды, он приобретает самый деятельностный характер, тем самым, определяя нравственные и поведенческие нормативы, что связано с трансформацией среды обитания в соответствии с современными понятиями комфортных условий психической, физиологической, производственной и социокультурной деятельности» (7. С.38).
Пожалуй, именно "восточный", осозновая всю условность этого определения, ракурс гендерной проблематики наиболее наглядно демонстрирует всю сложность и противоречивость "феномена женщины". С одной стороны, мы становимся свидетелями того, как подтверждаются самые расхожие стереотипы о женском бесправии, с другой, и прошлое и настоящее содержит множество примеров, опровергающих эти устоявшиеся представления.
Факты показывают, что женщины Востока ведут трудную борьбу за эмансипацию. Ни в коем случае не абсолютизируя различия между цивилизациями, мы, тем не менее, не можем отрицать высокую степень их влияния на положение женщины в обществе. Огромное влияние на этот процесс оказывают издающиеся газеты и журналы для женщин.
Дуализм восприятия женщины в восточной ментальности прослеживается и в статье профессора Г. С. Мельник. Автор, говоря о восточной лирической поэзии, в которой представительницы прекрасного пола ассоциируются с обворожительным цветком, отмечает условность, умозрительность и гиперболичность женских образов в восточной лирике. Сказка поэзии далека от будничной жизни Востока, где и по сей день терпение и смирение - одни из важнейших составляющих понятия женского совершенства (8. С.48).
Политические, экономические и социальные проблемы нашего общества болезненно отразились и на условиях существования женщин, и на их благосостоянии, и на их физическом и духовном самочувствии. Остановимся
лишь на одном понятии, которое все чаще встречается в современных международных документах.
Это показатель равенства возможностей женщин. Он отражает реальный уровень участия женщин в общественной жизни и акцентирует внимание на степени этого участия, замеряя неравенство между полами в ключевых областях жизни социума, особенно в процессе принятия решений. Иначе говоря, он выявляет, как представлены женщины в парламенте, среди администраторов и руководителей, в той или иной сфере социального управления. Что касается участия женщин в парламентах мира, то здесь лидирующее место в 1990-е гг. занимали Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия и Нидерланды. Россия в этом перечне находилась на 80-м месте, немного уступая Гвинее-Бисау, Либерии и Украине, но несколько опережая Камбоджу. Казахстана в этом перечне нет.
Исследователи стараются показать, как женщины включены в информационные процессы, развертывающиеся в современном обществе. По мнению Н. Н. Щетининой, "женственность" национального характера образует и некий коммуникативный тип, который реализуется на уровне массовой и межличностной коммуникации и, будучи экспрессивным по своей форме, отличается гармоничным мироощущением, изначальным доверием, любовью к авторитетам, метафизическим оптимизмом, стремлением избегать жестких правил и норм общения (9. С.44-46).
Такова история становления и неоднозначного развития женской журналистики, прошедшей непростые этапы, в корне изменившейся буквально за последние десятилетия. ....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Ораза кестесі 2024 жыл. Астана, Алматы, Шымкент т.б. ауыз бекіту және ауызашар уақыты
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу

Соңғы жаңалықтар:
» Биыл 1 сыныпқа өтініш қабылдау 1 сәуірде басталып, 2024 жылғы 31 тамызға дейін жалғасады.
» Жұмыссыз жастарға 1 миллион теңгеге дейінгі ҚАЙТЫМСЫЗ гранттар. Өтінім қабылдау басталды!
» 2024 жылы студенттердің стипендиясы қанша теңгеге өседі