» » » Дипломная работа: Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв

Дипломная работа: Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв

Дипломная работа: Духовная культура населения  Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв казакша Дипломная работа: Духовная культура населения  Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв на казахском языке
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………...…………………...…....3

1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ И КОЧЕВОЙ КУЛЬТУР В 13-15 ВЕКАХ…………………………..……………...8
1.1 Взаимодействие городского населения и кочевых племён в результате монгольских завоеваний…………………………….……………….…8
1.2 Влияние ислама на духовную культуру Дешт-и Кыпчака..…………17

2 РЕЛИГИЯ ПЛЕМЁН КАЗАХСТАНА ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ…………………………………………..……………...…………22
2.1 Религиозная толерантность монголов….……………………………..22
2.2 Проникновение мусульманства в Дешт-и Кыпчак.………..………..24
2.3 Ислам как государственная религия…………………………………30

3 ОТДЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕШТ-И КЫПЧАКА…..38
3.1 «Кодекс Куманикус»…………………………………………….. ……38
3.2 «Гулистан би-ат-тюрки».………………………………...…………….42
3.3 «Махаббат-наме»……………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………..…...50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……....….………52

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ И КОЧЕВОЙ КУЛЬТУР В 13-15 ВЕКАХ

1.1 Взаимодействие городского населения и кочевых племён в результате монгольских завоеваний

В советское время образ Золотой Орды и ее наследников представлялся, как образ завоевателей, государство, которое уничтожало все на своем пути, не давая пощады никому. Оно (это государство) уничтожало города, вместе с их населением. Но данные археологии дают совсем противоположную информацию: «Кочевой образ жизни не исключал оседлости некоторой части населения – обычно беднейшего, лишившегося по тем или иным причинам скота. Так было в Дешт-и-Кипчаке до монголов. Но после образования Золотой Орды и особенно после утверждения сильной центральной власти кочевники в массовом масштабе переходят к городской оседлости, становятся жителями новых бурно развивающихся городов. К оседлости переходит и богатая, знатная часть номадов» [1; 72].
Более того, по мере укрепления торгово-экономических связей и усилением центральной власти наблюдается увеличение числа городов и расцвет ремесла: «Характерной чертой городской жизни Золотой Орды была тенденция к переносу городских столиц и строительству новых городов. В Золотой Орде в конце 1330-х годов начала быстро расти новая столица – Новый Сарай. Многие города, судя по монетам, получают в какой-то период к своим названиям эпитет «Новый» (Болгар, Крым, Маджар), что вероятно, связано с новым городским строительством. Города в центральных районах Золотой Орды обычно строились на пустом месте. Тенденция ставить города на незаселенной территории обнаруживает и градостроительная политика Хулагуидов (например, так был возведен город Султания)» [2; 57]. То есть наблюдается рост городов и развития городской культуры, причем большей частью города возводились на незаселенной территории, и, следовательно, населения туда было пригнано и в довольно короткий срок строило город. Помимо этого конгломерат племен, которые входили в состав Золотой Орды очень пестрый. Если проанализировать сведения различных арабских историков и путешественников, то можно составить примерный список названий родов и племен улуса Джучи 13-15 веков: алтын, аргын, ас, барак, барин, барлас, бахрин, башгырд, буйрак, буркут, буруджоглы, ужалаир, джужуп, дурман, ички, йиджан, ийсут, каанбайлы, карлук, кенечес, кереит, кингит, кыпчак, кужграт, кият, найман, огуз, ойрат, сарай, таймас, табгут, тархан, татар, тили-минг, тубай, уйгур, уйсун, хитай, чат, чанбай, чубуган, шункаралы.
Монголы среди тюркского мира кипчакской степи были господствующим слоем и составляют привилегированную часть войска улуса Джучи, отсюда такое большое количество монгольских названий. Но на самом деле большая часть населения состоял из тюрков: «Своеобразие рассматриваемой исторической ситуации заключается как раз в другом, а именно; все эти многочисленные племена и роды улуса Джучи, носившее монгольские наименования, представляли собой 14-15 веках тюрко-язычную, этническую общность. Дело в том, что удельный вес собственно монгольского населения в Золотой Орде с самого начала ее образования был сравнительно небольшим. В 14 в. и эти монголы были полностью тюркизированы» [3; 28]. Сам процесс ассимиляции монголов на завоеванной ими территории хорошо описал арабский автор аль-Омари: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с кипчаками, земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар, и все они стали точно кипчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы и татары поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле кипчаков. Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляется ей и изменяет прирожденные черты согласно ее природе» [4; 127]. В это время происходит слияние завоевателей и покоренных народов. Лучше всего эта тенденция прослеживается среди городского населения Золотой Орды. Так образование нового государства – Золотой Орды в первой половине 13 в. создало благоприятные условия для развития различных сфер деятельности территорий, вошедших в новообразованное государство. Уже со второй половины 13 в. прослеживается тенденция определенного смещения городского уклада из юго-восточной части владения Джучидов (Южный Казахстан) на северо-запад (степное Поволжье, Северный Кавказ, Северное Причерноморье). Правители нового государства, достаточно быстро оценив значимость контроля над такими сферами экономики, как городское ремесленное производство и торговля, стали покровительствовать восстановлению старых (до этого полностью или частично разрешенных в ходе монгольского завоевания) и основанию новых городов, а также восстановлению, созданию и благоустройству торговых путей. Сама локализация золотоордынских городов, расположенных, как правило, в местах совмещения традиционных и сухопутных и водных торговых маршрутах, свидетельствует о стремлении ханской власти придать им статус базовых центров международной транзитной торговли. «В развитии торговли Золотой Орды 13 в. основной упор был направлен на создание безопасных и надежных торговых транзитных путей, края, могли бы стимулировать внутреннюю торговлю и ремесленную деятельность на территории Золотой Орды. Государство стремившиеся к господству не только над кочевниками, но и над оседлым миром, смогло справиться с такой задачей» [5; 133].
Важную роль в решении этого вопроса сыграла удачно созданная сеть золотоордынских городов: Сарай аль-Махруса (Астраханская область), Сарай аль-Джадит (Волгоградская область), Увек (Саратовская область), Тана (Ростовская область), Сарайчук (Атырауская область), Хаджитархан (Астраханская область) и др.
Во второй половине 13-14 вв. сложившаяся система трансконтинентальных торговых магистралей получает новое направление за счет использования степных путей и водных артерий Восточной Европы и Средней Азии, находящихся на территории Золотой Орды. В это время золотоордынские города становятся центрами транзитной торговли между Европой, Средней Азией, Индией, Китаем, Русью, Сибирью, Кавказом и Ближним Востоком.
Во второй половине 13 веков период развития караванной торговли в Нижнем Поволжье возник ряд новых городов, одним из которых был Хаджитархан. Его описание подробно дано Ибн-Батутой. Он называет его одним из лучших городов, построенных на реке Итиль (Волга) при монголах: «Город этот, пишет он, - получил название свое от тюркского Хаджи (паломник), одного из благочестивцев, поселившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, (есть сделал тарханом) и оно стало деревней, потом оно увеличилось и сделалось городом» [6; 95]. Но где именно и когда возник этот город неизвестно. «К сожалению, арабский путешественник не указывает ни местоположение города, ни время его возникновения. Средневековые карты помещают, город Хаджитархан на западном берегу Волги, несколько выше нынешний Астрахань, в районе места названном местными жителями «жареный, ширенный бугор», исследованном в 1777 г. Гмелиным» [7; 13]. В 13-14 в. Хаджитархан был крупным торговым городом «через него проходило около шести крупных торговых магистралей» [8; 19].
Первая магистраль, так называемая Старая большая татарско-крымская дорога, тянувшаяся от Хаджитархана в Западном направлении через современные села Курочкино и Балы до озера Ашкуль, отсюда дорога сворачивала на северо-запад, и шла до маныча (село). Эта же дорога позднее служила для связи Крымского и Астраханского ханств.
Третья магистраль, получившая название Елабужская дорога (от села Елабужское), частично повторяют Большую Кизлярскую дорогу. Она шла от Хаджитархана до села Елабужское «далее сворачивала с юга на запад и шла вдоль реки Кулы до впадения в нее р. Буйволы» [9; 76].
Четвертая магистраль связывала Хаджитархан с северными правобережными городами Золотой Орды, на север вдоль Волги до городища Бельджамен. Она была хорошо обставлена караван-сараями, располагавшимися через каждые 20 км. «Из Таны в Хорезм через Хаджитархан и Сарайчук – так описываются транзитные пункты улуса Джучи в девятимесячном маршруте из Приазовья в Китай флорентийцем Ф.Б. Пиглотым. Использование отдельных участков данного маршрута зафиксировано в сочинении арабского путешественника Ибн-Батута. Упоминание этих магистралей можно найти и в заметках западноевропейских миссионеров Д.Мариньоли и Пасхалиса. Локальные участки дороги, соединяющей Сарай с Хаджитарханом с Сарайчиком и Хорезмом функционировали на протяжении 13-16 веков и позже. Позднее использование этих трасс и дало им современные названия.
Вместе с тем, следует признать, что описанный Ф.Б.Пеголотти торговый маршрут среди самих итальянцев не имел широкого практического применения. В полной мере ими использовались лишь начальные пункты этой дороги, которые в указанный период становятся местами сосредоточения купцов из стран Ближнего Востока, Ирана, Египта, Средней Азии, Руси и Индии. Так, рассказывая об Астрахани 15 века, И.Барбаро отмечает, что в этот город до его разрушения Тимуром направлялись «все специи и шелк», которые затем доставлялись в Тану. Подобные высказывания характерны и для других авторов (итальянских) 15 столетия» [10; 116].
Основной статьей торговли городского населения Золотой Орды с Индией, по свидетельству Ибн-Баттуты, являлись «Кипчакские лошади», стоимость которых на индийских рынках возрастала по сравнению с первоначальной почти в 30 раз. О широких торговых связях улуса Джучи с Делийским султаном в первой половине 14 в. свидетельствуют также находки золотоордынских поселениях золотых монет династии (1390-1414).
Доставка восточных товаров в Хаджитархан обеспечивалась по двум направлениям: по южному – из Закавказья и восточному – из Хорезма. Основной период расцвета торговой системы Золотой Орды приходится на правление хана Узбека. Он, приняв ислам, сделал ставку на купеческий капитал и начал опираться на городское население поволжских городов. «Инерция былого величия помогла энергичным правителям Узбеку и Джанибеку некоторое время поддерживать, но в 1357 г. Джанибек погиб от руки собственного сына Бердибека и началась «Великая замятия», чехарда возводимых и тут же убиваемых ханов» [11; 70].
Экономическое процветание Золотой Орды было недолгим. К средине 14 в. сложившаяся система трансазиатской торговли обнаруживает первые кризисные симптомы, обусловленные изменением внутри политического положения в ряде государств, ранее являвшихся торговыми партнерами Золотой Орды. Во второй половине 14 столетия отмечается экономический спад и для собственно городских центров Поволжья, во многом ориентированных на внешние рынки сбыта и выполнявших посреднические функции в транзитной торговле между Азией и Европой.
В середине 13 столетия ханом Батыем была основана первая столица государства – Сарай. Величественные его развалины (Селитренное городище) находятся на нижней Волге в Харабалинском районе Астраханской области. Это был крупный и торговый центр того времени: «Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одним конце города и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца только после полудня.… Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись домой через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы…. Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В Сарае проживает около 75 тыс. человек. Среди них: монголы, кипчаки, аланы, русичи, каждый народ византийцы. Каждый народ живет в своем участке отдельно: там и базар их» [12; 144].
На фоне других, особенно западноевропейских городов, средневековых городов Сарай отличался чрезвычайно высоким уровнем благоустройства. Здесь из керамических труб были проложены водопроводная и канализационная системы. Жители питьевую воду брали из фонтанов, соединенных с источником при помощи арыков.
Красивые дворцы и общественные здания строились из обоженного кирпича, а дома рядовых жителей – из сырца и дерева. Жилые комнаты в богатых домах отапливались при помощи горячего воздуха из печи, который подавался по находящимся под полом дымоходным каналом. У стен стояли теплые лежанки – суфы. Украшениями домов и сооружений резьба по камню и глине, гончарные плитки.
Сарай был также крупным ремесленным центром. Целые кварталы в городе занимали гончары, металлурги, ювелиры: работали мастерские по изготовлению поливной посуды и различных архитектурных деталей. В расположенных рядом простых домах жили ремесленники.
Немногим более 60 лет просуществовал Сарай ал-Джарид или (Новый Сарай) – Царевское городище южнее Волгограда - вторая столица Золотой Орды Город был основан в 14 в. ханом Узбеком и разрушен войками эмира Тимура в 1395 г. Новый Сарай был славен десятками мечетей, шумными базарами, где можно было встретить купцов из многих близких и дальних стран. На месте этих базаров сегодня можно найти монеты. Стены домов богатых горожан были облицованы глиняными плитами. Эти плиты покрывались цветными глазурями и цветов на вьющихся стеблях, а также арабскими надписями белыми красками на синем фоне. Вдоль улиц были устроены арыки, соединенные се6тью каналов с искусственными водоемами. Первая столица – Сарай-Бату была равномерно удалена от основных районах населения, как на севере, так и на юге. Втора столица – Сарай ал-Джадит (Новый Сарай) была расположена почти точно в середине империи, если смотреть с севера на юг: на 48* параллели северной широты и лишь немного сдвинута от середины к западу по долготе – 46* восточной долготы (географический центр Золотой Орды – 50* северной широты и 51* восточной долготы). Сдвиг на запад был обусловлен не только великой меридиональной магистрально Восточной Европы – Волгой, но и массой населения, которая тяготела к западу и северу государства: «Столица империи – не просто административный центр. Знать и бюрократический аппарат нуждались в обслуживании. Обслуживающие знать социальные слои также имели потребности пусть весьма скромные, но они также должны были удовлетворяется. Наконец, для великих соединений, находящихся в столице и близ нее, нужны были оружие и провиант. А вокруг столицы вообще не было местного оседлого населения, городов и селений. Не было соответственно, полей, огородов, ремесленного производства: была малопригодная в средневековье для земледелия и развития городов степь. Не случайно до образования великой монгольской империи в евразийской степи почти не было городов, сел, развитых производств, земледелия. Степь представляла собой в сравнении с плотно заселенными северными и южными окраинами империи безлюдные территории, по которым сезонно мигрировали с востока на запад и обратно немногочисленные кочевые племена. Построить на «обочине» хозяйственно-экономической системы город можно. Но если этот город находится слишком далеко от поддерживающей его периферии, то поддерживать его жизнеспособность сколько-нибудь длительное время трудно или невозможно. К тому же воздвигнуть большой город за сотни километров от областей оседлого населения невозможно без создания на месте строительной индустрии, без производства строительных материалов, которых не было в окружающей город степи, - прежде всего камня и дерева. Деревья в степи встречаются редко и локально – в понижениях рельефа, чаще всего в долинах рек или руслах временных паводковых водотоков. Для строительства городов в нижнем и среднем течении Волги дерево сплавлялось с севера. Оно было необходимо тогда не только как непосредственно строительный материал, но и для обжига кирпича, для отопления домов, для любого производства: от керамического до оружейного» [13; 59]. Вадим Егоров, породивший археологические раскопки Сарая более 20 лет, пишет о столице Золотой Орды: «Город был не просто столицей государства, а крупнейшим центром ремесленного производства. Целые кварталы занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой-то определенной отрасли (Металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной)» [14; 55]. Но для того, чтобы город существовал в таких непростых условиях нужна была развитая инфраструктура: «Вслед за созданием столицы возникла проблема укрепления ее системой земледельческих и ремесленных поселений – иными словами, колонизации степи. Внеэкономическим путем, т.е. административным насилием, создать подобную систему и в наши дни затруднительно, а в средневековье было просто невозможно. Да правительство после первого и единственного акта создания столицы – так называемого Старого Сарая (Сарай-Бату) – и не пыталось использовать такой путь. Насильно государство не могло осуществить колонизацию степи, но в ее силах было создать условия для того или иного естественного процесса: оно могло создать условия для колонизации. Опять же мы не знаем: существовал ли хотя бы в общих чертах план того, что было реально создано в почти безлюдной центральной части государства. Сомнительно существование программы хозяйственного освоения степи, создания в ней очагов земледелия, строительства населенных пунктов – центров торговли и ремесленного производства. Скорее всего, правительство Золотой Орды просто воспользовалось плодами географического положения государства и в полной мере использовала свое положение моста между Западом и Востоком» [15; 87].
Богатство и могущество Золотой Орды во многом проистекало из ее роли в материальном и духовном обмене Запада и Востока: через это государство проходила большая часть Великого Шелкового пути транспортных коммуникаций стало одной из главных функций Золотой Орды: «Те, кто и сегодня повторяет тезис о «систематическом ограблении» народов, подвластных Золотой Орде, словно не учитывает то обстоятельство, что золотоордынские ханы вовсе не прятали эту дань, но тратили ее на создание и поддержание разветвленной и чрезвычайно безопасной системы дорог, на обеспечение государственного порядка и на покровительство внутренней и международной торговли, в том числе и русской» [16; 137]. Золотая Орда стала действовать в том направлении, которое благоприятствовало экономическому развитию. В этой империи был создан и вплоть до середины 14 века поддерживался режим наибольшего благоприятствования торговли и производственной деятельности для иноземцев. Что касается своих купцов, то правительство не только представляло им льготы, но и прямо финансово поддерживало их: «Господство монголов в России открыло туда путь многим купцам бесершенским, хазарским и хивинским, издревле опытным в торговле и хитростях корыстолюбия: сии люди откупали дань у татар наших княжений, брали неумеренные росты с бедных людей, и в случае неплатежа объявляла должников своими рабами, отводили их в неволю» [17; 63]. Все исследователи средневековой степной империи отмечают в ней хорошую организацию и безопасность торговых путей, низкие таможенные пошлины и транспортные расходы: «Купцы ездили из Хивы в Крым без малейшей опасности и, зная, что им надлежало быть в дороге около трех месяцев, не брали с собой никаких съестных припасов, ибо находили все нужное в гостиницах: доказательство, сколь монголы любили и покровительствовали торговлю» [18; 139]. «Говоря о торговле, нельзя пройти мимо дорог и почтовой связи. Природные условия страны кипчаков были разнообразны: сплошные лесные массивы, реки, болота, степи. Для контроля над страной со столь пестрыми природными условиями требовалось, прежде всего, устройство хороших дорого, пригодных для проезда в любое время года…. Дороги были нужны для быстрого передвижения больших масс войск, а также для организации быстрой и надежной связи со всеми уголками страны…. У переправ через крупные реки содержались специальные лодки и лодочники, тут же на берегах рек были дома, где проживали проводники. Персонал, обслуживающий дороги, имел специальные наименования, как, например, кэмэчи (лодочник), куперчи (мостостроитель). Придорожным жителям вменялось в обязанность сопровождать государственных чиновников, путешественников и купцов, представлять им при надобности лошадей, кормить, устраивать их на ночлег и отдых…. На больших дорогах были сооружены специальные дома – ямы, при которых содержались почтовые лошади, всегда готовые для нужд путешественников. Насколько этот путь (из Европы в Индию) был важен для итальянских торговых республик, говорит тот факт, что для торговцев начали готовить специальные пособия об этом пути. В одном из них о кипчакских землях говорилось: «Вооруженных охранников брать не следует, так как татарские ханы всю дорогу от Тана до Китая хорошо охраняют». Как говорится далее, дорожные расходы невелики: они составляют небольшую часть от стоимости тех товаров, которые предназначены для продажи. «Товары можно вести в повозках, которые могут брать до 30-40 пудов. В эти повозки обычно запрягают трех верблюдов». Кроме того, имеется несколько карт, составленных итальянцами, путешествовавшими в Китай» [19; 74]. После окончания крупных войн и значительного сокращения доходов от военных трофеев золотоордынское государство полностью отрегулировало вопросы бюджета, его расходную и приходную части. Налоги были трех видов и налагались:
• на тюркское население
• на подчиненные Улусу Джучи народы
• на товары купцов.
Основная статья доходов в Золотой Орде формировалась за счет таможенных сборов.
Активизация торговли на маршрутах степного пути способствовали (в противоположность Европе) низкие таможенные сборы на ввоз и вывоз товаров в Золотой Орде. Последние повсеместно не превышали 5% от стоимости товаров, в Северном Причерноморье – до 3%. Курс властей на участие финансирования купцов в первой половине 14 века стимулировал внутренний рынок. Однако самым важным мероприятием, способствующим укреплению государства и развитию торговли, была финансовая реформа.
Денежно-финансовая система является косвенным показателем силы и организованности государства. Деньги играют большую роль в развитии экономики страны. Стабильность финансовой системы во все времена была мерилом мощи государства и стабильности общества. Но для Европы того времени «чеканка монеты была признаком власти. Короче, деньги стали символом политической и социальной мощи в большей мере, нежели экономическое могущество». Поэтому также большое значение имела денежная реформа, которую провел Хан Токта: «в 1310-11 годах Хан Токта провел денежную реформу, результатом которой стал единый и устойчивый по весу и курсу сарайский дирхем. Сарайский дирхем стал господствующей монетой не только в Золотой Орде, но и в сопредельных странах, взяв в конце 13 века в свои руки монетно-финансовую систему. Правительство Золотой Орды в первой половине 14 века заботилась о соответствии в монетах соотношения (рацио) серебра, меди и золота рыночным ценам на эти металлы. Это соответствие при широкой доступности дирхемов была необходимым условием для предельно простого осуществления безналичных расчетов на гигантских по протяженности торговых маршрутах от Европы до Китая и Индии» [20; 88]. Именно благодаря тому, что ханы Золотой Орды уделяли большое внимание торговле и финансовой системе государства Улус Джучи процветал. Но советские историки видели причину благосостояния золотоордынских городов в постоянных набегах на завоеванные земли – в частности Русь: «Богатство золотоордынских городов». Особенно, двух Сараев, строилось в полном смысле слова на систематическом ограблении покоренных народов, и в первую очередь, Феодальной Руси 13, 14 , и отчасти 15 веков [21; 157]. Однако вряд ли можно согласиться с тем, что неизменной ордынской «десятины», т.е. 10 %-ного налога, который взымался с городского и сельского населения Руси, а также 3-х процентной пошлины на торговлю было достаточно, чтобы не только содержать огромное государство, но придавать городам весьма впечатляющий блеск: «близ Кафы находился еще знаменитый могольский город Крым (коего именем назвали и всю Тавриду), став великий и пространный, что всадник едва мог на хорошем коне объехать его в половину дня. Главная таможенная мечеть, украшенная мрамором и порфиром, и другие народные здания, особенно училище, заслуживали удивления путешественников» [22; 25]. И сейчас, произведя раскопки на месте бывших городов Золотой Орды. ученые не перестают удивляться их могуществу и красоте: Так 16 сентября 2005 года молдавские археологи раскопали в окрестностях Кишинева древний город Золотой Орды Хана Токтамыша. Открытие сделала археологическая группа доктора исторических наук Анатолия Городенко. В официальном заявлении А. Городенко сказано: найденные на месте раскопок монеты, утварь и другие предметы свидетельствуют о том, что город существовал около 700 лет назад. Под вековыми наслоениями сложная инфраструктура – городские кварталы, трубопровод для питьевой воды, бани, гончарные и кузнечные мастерские, монетный двор. Мы склонны считать, что площадь города превышала 450 гектаров, что вдвое больше Парижа тех лет. В ходе раскопок обнаружено 250 монет времен татаро-монгольского нашествия, многие из которых относятся к правлению Хана Токтамыша. До этого на территории Молдовы были найдены лишь две подобные монеты. В исторических источниках город не описан, но мы предполагаем, что назывался он Орхеем, что в переводе с тюркского означает «военная ставка».....



Полную версию материала можете скачать на сайте zharar.com через 30 секунд !!!

Автор: nurgul95 | 45 |


Комментарии для сайта Cackle

Загрузка...
Рекомендуем:
Курсовая работа: Кризис в Золотой Орде и ее падание
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Кризис в Золотой Орде и ее падание
Курсовая работа: Костюм тюрков
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Костюм тюрков
Курсовая работа: Карлукское государство
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Карлукское государство
Курсовая работа: Казахско-джунгарский и китайские отношения 15-18 веков
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Казахско-джунгарский и китайские отношения 15-18 веков
Курсовая работа: Древние города Казахстана
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Древние города Казахстана
Курсовая работа: Древне-тюркский костюм
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Древне-тюркский костюм
Курсовая работа: Туркестан
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Туркестан
Курсовая работа: Таукель Хан
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Таукель Хан
Курсовая работа: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана в средневековье
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана в средневековье
Курсовая работа: Территория Казахстана в составе Золотой Орды.
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Территория Казахстана в составе Золотой Орды.
Курсовая работа: Монгольское нашествие Чингис-хана и судьба кыпчаков
Сборник курсовых работ [бесплатно]
Курсовая работа: Монгольское нашествие Чингис-хана и судьба кыпчаков
Дипломная работа: Тюркизмы в русских грамотках XVII – начала XVIII вв
Сборник дипломных работ [бесплатно]
Дипломная работа: Тюркизмы в русских грамотках XVII – начала XVIII вв
Дипломная работа: Функционирование тюркизмов в ревнерусских грамотках XVII – начала XVIII века
Сборник дипломных работ [бесплатно]
Дипломная работа: Функционирование тюркизмов в ревнерусских грамотках XVII – начала XVIII века
Сочинение: Посвящение родному краю
Сборник сочинений
Сочинение: Посвящение родному краю
Сочинение: Мой любимый город Жезказган
Сборник сочинений
Сочинение: Мой любимый город Жезказган
Қазақша шығарма: Қазақ әдебиетіндегі Алтын Орда дәуірі
Шығармалар жинағы
Қазақша шығарма: Қазақ әдебиетіндегі Алтын Орда дәуірі

RU / Сборник дипломных работ [бесплатно], скачать Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые История дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв, скачать Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв бесплатно дипломную работу база готовых дипломных работ бесплатно готовые История дипломные работы скачать бесплатно дипломная работа скачать бесплатно казахстан Духовная культура н, Дипломная работа: Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв