Американо-бразильские отношения после окончания холодной войны

Конец 80-х - начало 90-х годов ХХ века явились рубежом развития Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Возникшая и продолжающая развиваться новая постбиполярная система привела естественным образом не только к смене расстановки сил в мире, но и к изменению во взаимоотношениях между странами. Особенно это касается отношений с самой крупной на настоящий момент державой – Соединенными Штатами Америки. Во многом отношения именно с этой страной определяют сегодня место того или иного государства в мировом табеле о рангах. Бразилия, как и Россия, несомненно, является одним из мировых центров, который претендует на особое место в новой системе международных отношений, и именно поэтому автору данной работы представляется актуальным и интересным изучить опыт этой страны, которая имеет давние традиции взаимоотношения с США. Тем более что в изучаемый период Бразилии частично удалось построить конструктивный диалог с Вашингтоном, суметь проводить свою линию во внешней политике, не попасть под полную зависимость от мирового гиганта не только в том, что касается непосредственно двусторонних отношений, но и в рамках межамериканского интеграционного процесса.
На рубеже и в начале 90-х годов в связи с распадом биполярной структуры, во многих странах созрело понимание неизбежности перехода планеты из обрушенной политико-идеологической системы в весьма проблематичную финансово-экономическую многополярность, обычно обозначаемую термином “глобализация”. А значит — неизбежности глобального передела мировых рынков и назревающей острейшей конкуренции финансово-экономических центров за “долю” в этом переделе. И именно в этот момент правящие круги Латинской Америки окончательно осознают, что вне собственных интеграционных моделей они рискуют оказаться всецело “страдательной стороной” в этом грядущем мировом переделе. Осознают — и вступают в борьбу за право сохранить и нарастить в нем собственную экономическую (а значит, и политическую, и культурно-цивилизационную) субъектность.
В нашей стране, к сожалению, наблюдается нехватка информации о процессах, происходящих сейчас в латиноамериканских странах, что чаще всего не позволяет нам самим оценить необходимость и пути развития отношений с этим регионом. Поэтому автор данной работы в ходе ее написания опирался на существующие исследования и разработки ведущих отечественных специалистов-латиноамериканистов, представленных в основном своими статьями в ежемесячном специализированном журнале “Латинская Америка”.
В том, что касается материалов на иностранных (в основном португальском и английском) языках, стоит отметить следующее: вопрос об оценке места и роли того или иного государства на международной арене крайне деликатен и требует учета самых разнообразных факторов как конъюнктурного, так и долгосрочного характера. Поэтому особенность избранных для обзора работ – чисто бразильский взгляд на внешнюю политику Бразилии. Вообще, с конца 80-х годов в стране ведется, в частности Исследовательским институтом международных отношений, целенаправленная работа по формированию в сознании бразильцев нового восприятия деятельности их страны на международной арене. Именно поэтому во многих материалах прослеживалась тенденция к преувеличению успехов и значимости Бразилии, к формированию положительного имиджа этой страны на мировой арене. Более взвешенная позиция была представлена в тех интервью, которые давали в разное время президенты Бразилии Ф.Э.Кардозо и США Б.Клинтон, послы в обоих государствах: Бразилии в США Р.Барбоза и США в Бразилии Эн.Харрингтон, а также в аналитических материалах специалистов по межамериканским отношениям (в частности А.Лоуэнталя). Фактический материал был отражен, в основном, в ведущих печатных изданиях обеих стран: Gazeta Mercantil, O Estado de São Paulo, Jornal do Brasil, Valor Económico, Foreign Policy, The Economist. Хотя стоит отметить, что в американской прессе уделяется гораздо меньше внимания двусторонним бразильско-американским отношениям, нежели в бразильской. Тем не менее в Интернете содержится довольно много информации, уже как раз на американских сайтах. Из них стоит особо отметить сайты посольств и министерств иностранных дел обоих государств, сайты президента Ф.Э.Кардозо и сайт Белого дома, а также сайт бразильско-американской торговой палаты. Но, к сожалению, большинство материала приходится на вторую половину 90-х годов, что осложнило анализ взаимоотношений в начале десятилетия.
Проблему вызвала попытка найти литературу по данному периоду, так как за исключением нескольких книг специалистов по Латинской Америке, остальные издания, датировались началом 90-х годов, что позволяет автору данной работы считать эту тему еще слабо изученной. Немаловажную роль играет и тот факт, что развиваются отношения и между Бразилией и Россией, а значит данный материал может быть во многом взят за основу при построении политики России по отношению как к Бразилии, так и к Соединенным Штатам Америки. ....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Вклад революционного движения мусульман в создание СССР в 1917-1924 гг

Актуальность темы исследования в том, что она ни разу не рассматривалась на кафедре «Всеобщей истории». Данная работа посвящена росту политического сознания в мусульманской среде Российской империи, появлении первых общественных движений, партии и лидеров – тех, с которыми они пришли к 1917 году, расколу в мусульманском движении в России в период революции, метаниях исламских политиков между воюющими сторонами в гражданской войне и их первых шагах в условиях победы Советской власти, уникальному явлению в политической истории мусульман – попытке сближения происламской идеологии с коммунистической. Эксперимент кончился плачевно – идеологии национального коммунизма погибли в сталинских застенках, однако наследие этого движения живо до сих пор.
История взаимоотношений мусульманских институтов, сохранившихся при советской власти с нею, причем идеология первых разительно отличалась своею покорностью, в то время как вторая действовала в большей или меньшей агрессии, степень которой зависела только от тактических соображения политики Кремля. Наглядно продемонстрировано бедственное положение мусульманской религии и ее мечетей, в особенности в сравнении с численностью мусульман в СССР, а также догмы антиисламских теорий, на основе которых строилась атеистическая пропаганда. Читая эти строки, достаточно четко можно проследить, в каком времени берут свое начало не только сами отношения современного казахстанского мусульманского «духовенства» со светскими властями страны, но также идеология сегодняшних «исламских пастырей» нации, максимально индифферентная по отношению к политике и социальной ситуации в республике.
В каждой из мусульманских стран национальное движение развивалось по-своему. Однако все они имели общие черты: это желание большей коллективной свободы и желание сохранить религиозную базу мусульманского общества. Но цели их менялись: от отдельной культурно-политической автономии в рамках русского объединенного либерально-социалистического государства до полной независимости.
С другой стороны, разнообразные региональные движения расходились во взглядах относительно главной проблемы - выбора русского союзника. Одни полагали, что союз с либеральными умеренными социалистами, даже консерваторами, мог бы благоприятствовать достижению целей; другие с весны 1917 года сделали выбор в пользу большевиков.
И, наконец, региональные политические партии имели разные организационные структуры: одни считали, что в основе движения должен быть ислам, будь то в самой консервативной своей форме (Дагестан), будь то либерально-модернистская форма ислама (Туркестан); другие приняли светскую и даже марксистскую платформу, при этом, не отказываясь от ислама.
В трех территориях мусульманские региональные движения сыграли значительную роль в период с февраля по октябрь 1917 года: у татар, в казахских степях и на Северном Кавказе.
Революция была воспринята всеми мусульманами России не как начало новой социалистической эры, а просто-напросто как развал централизованного русского государства, то есть, как уникальная возможность реализовать свои национальные чаяния.
В годы гражданской войны (1918-1920) мусульмане предприняли несколько попыток добиться политической автономии в рамках нового Советского государства, либо полной независимости. Одни надеялись достичь своих целей с помощью большевиков, другие рассчитывали на белых; но, за редкими исключениями, мусульманские предводители, в том числе и новообращенные марксисты, были равнодушны к социально-политическому аспекту коммунистической революции. Для них интерес к революции заключался в «национальном» аспекте. Все, кроме Северного Кавказа, полагали, что невозможно добиться независимости своими силами, идя против воли русских, поэтому пришлось без особого энтузиазма сойтись со своими бывшими хозяевами. Выбор русского партнера - большевики либо белогвардейцы - был продиктован национальными интересами.
Главным был вопрос: «Кто станет нашим наименее опасным врагом: большевики или контрреволюционеры?).
В первые три года революции мусульмане предприняли семь попыток добиться независимости. Все они провалились, но оставили в коллективной памяти мусульман СССР неизгладимый след. Это особенно верно подкрепляется примером двух восстаний под предводительством консерваторов-традиционалистов: восстание в Дагестане в 1920-1921 гг. и басмаческое движение в Центральной Азии. Вместе с наследием дореволюционных политических партий длительная борьба дагестанских и туркестанских партизан против подавляющей мощи большевистского государства составляет ныне неотъемлемую часть национальной эпопеи.
В СССР «религия – частное дело каждого», которое, в принципе, не имеет никакого отношения к государству. Вследствие этого ни в одной советской переписи (1926, 1939, 1959, 1970, 1979 гг.) нет сведений о религиозной принадлежности граждан. По этой причине данные этих переписей не могут служить основанием для определения числа мусульман в Советском Союзе.
Термин «мусульманин» имеет разные значения. Он включает в себя историческое, культурное, социальное, а также духовное понятие. Он не предусматривает личное духовное понятия. Он не предусматривает личное духовное обязательство. В СССР часто говорят о «неверующих мусульманах». Нередко можно услышать: «Я – атеист, но я, конечно же, мусульманин». И это не парадокс. Практически все советские мусульмане, включая верующих, придерживаются более или менее «мусульманского образа жизни», соблюдая некоторые мусульманские обычаи и даже религиозные обряды и церемонии. Если жители Центральной Азии или Кавказа называют себя мусульманами, то это вполне нормальное явление, тогда как нелепо называть русских «православными».....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Внешняя политика гоминдановского Китая Чан Кайши

Внешняя политика государства, как известно, призвана обеспечивать благоприятное (в понимании правящего класса) международные условия реализации целей внутреннего развития. В результате революции 1925-1927г.г. к власти в Китае пришла партия Гоминьдан. Ее официальная идеология - учение Сунь Ятсена, организатора и руководителя Гоминдана, крупного политического деятеля Китая первой четверти XX века. Политическая программа, изложенная Сунь Ятсеном на первом съезде партии в январе 1924 года, была нацелена на построение единого, независимого и экономически сильного Китая. Однако эта программа не была претворена в жизнь в период революции. Ее выполнение легло на плечи нового, сформированного в Нанкине правительства, которое возглавил лидер правого крыла Гоминьдана Чан Кайши.
Чан Кайши и его сторонникам досталось тяжелое наследство. Страна была окутана сетью неравноправных договоров, представлявших империалистическим державам широкие возможности для политического, экономического и военного закабаления Китая. Его полуколониальное положение проявлялось в господстве иностранного капитала в экономике, когда империалистические державы полностью или частично контролировали добычу полезных ископаемых, распоряжались большинством железных дорог, определяли размер ввозных пошлин на иностранные товары. В городе империалисты управляли обширными районами: "Посольский квартал" в Пекине, "Международный сеттльмент" в Шанхае, иностранные "концессии" в Тяньцзине, Ханькоу, Гуаньчжоу и во многих других речных и морских портах, а также промышленных и культурных центрах. Китай был единственной страной в мире, где иностранцы пользовались правами экстерриториальности, т.е. были недоступны китайской юрисдикции. Империалистические государства держали в Китае свои войска, флот, имели свою полицию, органы разведки. Китайцы испытывали унижение иностранцев, когда в своей родной стране они видели таблички "китайцам и собакам вход воспрещен". Господство империалистов и преобладание полуфеодальных отношений в экономической системе порождали политическую раздробленность Китая. Милитаристские группировки не подчинялись центральному правительству. На международной арене Китай был обетом противоречий империалистических держав.
В борьбе за национальное возрождение идеологическим течением, способным объединить все классы и слои китайского общества, мог стать национализм. А.В.Меликсетов отмечает "Революция вызвала глубокие потрясения всех экономических, социальных и политических отношений в стране, она привела к невиданному прежде росту национального самосознания. Происходил болезненный, но благотворный по своим последствиям процесс осознания китайской нацией вопиющего противоречия между страстным желанием видеть возрожденным былое величие и могущество своей родины и реальным положением отсталой полуколониальной страны, находившейся в стороне от мирового прогресса. Обострение этого противоречия - главная причина значительного роста национализма, захлестнувшего все слои китайского общества, объясняет своеобразного антиколониалистного императива, который в ряде случаев определял политику Гоминьдана, в том числе и провозглашавшиеся им лозунги преодоления полуколониальной зависимости и экономической отсталости".
Победа революции открыла Китаю дорогу для активизации на внешнеполитическом фронте. Очень важно, что пришедшие к власти политики были ярыми приверженцами идей национализма, остро переживающими ущемление суверенных прав своей страны. Они стремились устранить атрибуты, наиболее оскорбительные для страны, которая недавно считалась "Поднебесной", центром мироздания, придать ей черты, сближавшие ее с державами, и дать ей возможность войти в мировое сообщество на равных с США, Англией, Францией и другими странами. В этом заключилась одна из главных задач правительства Чан Кайши.
Но на пути выполнения этой и других задач, направленных на возрождение Китая, китайских политиков и дипломатов ожидали большие сложности. И если за спиной держав было экономическое, политическое и военное могущество, то новое китайское правительство могло рассчитывать только на благоприятное стечение обстоятельств на международной арене и на искусство своей дипломатии, профессионализм и компетентность дипломатов. Гоминьдановская дипломатия строила свою деятельность на сочетании традиционных доктрин, в частности "И и чжи и" ("сдерживай варваров руками самих варваров"), "Фэн эр чжи" ("разъединяй и подчиняй"), с теорией суньятсенизма, которая, в свою очередь, являлась сочетанием традиций Востока и Запада, старого и нового. В предлагаемой работе рассматриваются отношения китайской дипломатии с крупнейшими империалистическими державами - США, Англией, Германией, Францией, Японией, а также с Советским Союзом в период становления нанкинского правительства - от образования в апреле 1927 г. Правительства Чан Кайши и до оккупации Манчжурии японскими войсками 18 сентября 1931 г. В работе были использованы труды, посвященные данной теме, как советских, так и зарубежных исследователей. Однако, публикавшаяся до конца 70-х г.г. в США и других западных странах обширная литература по истории внешней политики гоминьдановского правительства страдала одним общим недостатком: Китай рассматривался прежде всего как объект политического маневрирования со стороны крупнейших капиталистических держав. Этот подход современные западные авторы объясняют характером источников, недоступностью ранее тайванских материалов, характеризующих стратегию и политику Гоминьдана.....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Внутренняя экономическая и политическая деятельность Тоётоми Хидэёси

Актуальность данной работы. 17 апреля правительство Японии пред-ставило в парламент законопроекты, на¬правленные на расширение военной роли страны и дающие кабинету министров больше полномочий в случае военного на¬падения извне или возникновения реаль¬ной угрозы такого нападения. «Больше полномочий» - это, другими словами, пе¬реподчинение в кризисных условиях пре¬мьер-министру местных властей, префек¬тур и отдельных городов, а также обще¬ственных организаций. Кроме того, глава правительства разрабатывает план дей¬ствий для мини-кабинета, который призван обеспечить жизнедеятельность госорганов и экономики страны в чрезвычайной си¬туации.
29 октября 2001 года парламент Япо¬нии одобрил временный закон, санкциони¬рующий участие японских войск в между¬народной операции в Афганистане . Эго было поистине ис¬торическое решение, открывшее путь к участию страны в антитеррористической операции. Впервые за 50 лет японские во¬еннослужащие участвовали в войне за пре¬делами страны и, что самое важное, вне юридических границ миротворческой мис¬сии ООН.
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые, прежде всего, предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость. Всякий, кто впервые начинает изучать иностранный язык, знает, что проще запомнить слова, чем осознать, что они могут сочетаться и управляться по совершенно иным, чем у нас, правилам. Необходимо разобраться в системе представлений, мерок и норм, присущих данному народу; проследить, как, под воздействием каких социальных факторов эти представления, мерки и нормы сложились; и, наконец, определить, в какой мере они воздействуют ныне на человеческие взаимоотношения. Ибо разные личные качества людей проявляются - и оцениваются - на фоне общих представлений и критериев. И лишь зная образец подобающего поведения - общую точку отсчета, можно судить о мере отклонений от нее, можно понять, как тот или иной поступок предстает глазам данного народа.
Первоначально территория современной Японии в отношении населения не представляла собою единства. В глубокой древности острова Японского архипелага были населены племенами "кумасо" и "эбису". Затем, в течении нескольких веков до нашей эры на Японские острова переселялось множество племен, среди которых были племена маньчжурского и тунгусского происхождения (пришедшие с северо-востока), племена из Индонезии, Кореи, с побережья Индокитая и с островов Тихого океана. Естественно, что эти различные племена в некоторой степени отличались друг от друга уровнем развития технических навыков, общественным строем, обычаями и религиозными верованиями. Уже в то время, когда культ основывался на почитании предков, а каждое племя и каждый род имел свои божества, закладывались основания синтоизма - древней религии Японии.
Методы исследования. Наряду с междисциплинарной базой в качестве методологических основ автор исходил из необходимости применения методов интегративного исторического, политического и правового анализа с элементами компаративистики и системного подходов. В работе опирались на методы научных исследований: анализ ситуаций (изучение документов, формирование банка данных), контент и инвент-анализы.
Задачей работы является раскрыть вопросы истории Японии периода XVI века. А так же рассказать о политическом деятеле Тоётоми Хидэёси (1536-15.9.1598,Фусими), полководец и государственный деятель феодальной Японии. Выходец из крестьян. Проявив выдающиеся военные способности, Т. стал одним из ближайших помощников Нобунага Ода в его войнах за создание централизованного государства. После гибели Ода в 1582 Тоётоми сконцентрировал в своих руках фактическую власть, формально занимая лишь пост канцлера (кампаку). Он осуществил ряд походов против князей с целью усиления централизованного феодального государственного аппарата. Осуществил реформы, направленные на укрепление феодального строя. В 1588 издал указ об изъятии оружия (мечей, коротких мечей, луков, ружей и др.) у крестьян. В 1589-95 провёл ряд мероприятий, направленных на реставрацию крепостничества: была осуществлена перепись земельных владений; крестьянам, записанным в реестровых книгах за определёнными земельными участками, было запрещено уходить с земли. В 1592-98 японские феодалы вели под руководством Тоётоми захватническую войну против Кореи, рассчитывая затем завоевать Китай и др. страны Дальнего Востока, однако потерпели поражение.
Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. Доктора исторических наук М.Носов и Э.Молодякова объединенными усилиями написали книгу о Японии. Вот как они сами определили ее жанр: «Это не история Японии, не путеводитель по стране, не исследование национального характера японцев. Скорее всего, это "введение в Японию", попытка дать объем информации, необходимый для первоначального понимания страны, ее людей, культуры, быта, то есть всего того, что формирует собственный образ Японии, страны столь близкой к нам географически и достаточно далекой в культурном отношении».
И в фактологическом, и в концептуальном отношениях японоведение оставалось здесь на уровне работ, вышедших еще в 50-е годы , с характерным для них схематизмом, прямолинейностью и идеологической заданностью.
В области новой истории Японии настольной книгой для японоведов служили «Очерки новой истории Японии» под ред. А.Гальперина , вышедшие еще в 1958 г., т.е. в период смены основополагающих подходов к истории, когда еще в полной мере историки не могли отказаться от сталинской интерпретации истории в духе «Краткого курса истории ВКП(б)». Трактовка многих событий в этом исследовании уже устарела, в книге много фактических неточностей, которые выглядят досадными анахронизмами на фоне современных исследований в Японии и США, но продолжают перекочевывать из исследования в исследование без намека на критический пересмотр .
В это же время наметилось, и отставание отечественного японоведения в теоретическом оснащении в ряде областей и тем японской истории нового и новейшего времени. Характерно то, что японоведы не участвовали в теоретических дискуссиях, проходивших в отечественном востоковедении, не принимали они участия и в написании коллективных теоретико-методологических трудов, которые были в годы застоя известным прорывом в понимании процессов общественного развития стран Востока . Своеобразным немым укором японоведению 70 - 80-х годов служит то, что теоретические обобщения на японском материале делались не специалистами в истории Японии.....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Геноцид армянского и еврейского народа

ХХ век является одним из наиболее кровавых периодов в мировой истории. Многочисленные вооруженные столкновения, конфронтации, этнические чистки и, наконец, мировые войны привели к появлению глобальных, актуальных для всего мирового сообщества проблем. Жесточайшие акты агрессии и насилия, военные преступления и преступления против человечества в международном праве ХХ столетия были объединены под общим термином «геноцид».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наши дни происходит серьезный процесс переосмысления многих вопросов истории, особенно тех, которые долгие годы в силу идеологических причин, либо умалчивались, либо освещались однобоко и жестко дозировано. Подобная идеологическая скрытность касается и такой важной проблемы как история геноцида против разных народов в различные периоды истории. Но, по словам известного историка М.Я. Гефтера – «Не бывает геноцида против одного народа. Геноцид направлен против всех» [1, С.13].
Геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как меры по предотвращению деторождения в их среде [2, С.291]. Такие преступления совершались против армянского населения в годы Первой мировой войны и против еврейского народа в годы Второй мировой войны.
Особый угол рассмотрения - это проблема геноцида и ее влияние на систему международных отношений.
Одной из самых серьезных проблем для государств, как в отдельности, так и мирового сообщества в целом, являлась и является преступность. После второй мировой войны выделилась и была признана юридической наукой и правом в полной мере новая категория преступлений, названных собственно «международными преступлениями». Одним из первых составов таких преступлений, признанных мировым сообществом преступным стал геноцид. Сразу после второй мировой войны, в 1948г. была подготовлена и принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.
Но этой Конвенции не удалось предотвратить истребление индуистского населения Восточной Бенгалии, а также небенгалиских групп, например бихари, во время начавшейся в 1971 году войны Бангладеш за независимость. Международная правовая комиссия, направленная ООН, решила, что в действиях индуистов в Восточной Бенгалии есть черты геноцида, но на первое место члены комиссии поставили вспышку националистического фанатизма, которая не является геноцидом. Поэтому ООН не нашла оснований для вмешательства в конфликт.
Конвенции не удалось предотвратить и геноцид 1960-х годов в Нигерии, после получения ею независимости.
Не был предупрежден и «взаимный» геноцид племен тутси и хуту в тех же 1960-х годах в новых государствах - Руанде и Бенгалии, образовавшихся из бывшей бельгийской колонии.
В Судане всегда существовали два различающихся региона - арабский мусульманский север и юг, населенный христианами и анимистами. В 1956 г. Великобритания предоставила Судану независимость и передала власть представителям севера. Юг превратился в колонию севера. В ходе вооруженной борьбы, продолжавшейся 17 лет, было уничтожено огромное количество южан (500 тысяч погибших из трехмиллионного населения). Этот, продолжавшийся целых 17 лет геноцид не только не удалось предотвратить, но и наказать.
Резня коммунистов в Индонезии в 1964 году, число жертв которой составило 200-500 тысяч человек не была признана геноцидом, потому что эти убийства были совершены с целью предотвратить государственный переворот.
Режим красных кхмеров в Камбодже привел к уничтожению более миллиона из восьмимиллионного населения. На Генеральную Ассамблею ООН была вынесена резолюция о геноциде. Но почти в это же время Северный Вьетнам сбросил режим красных кхмеров и поставил новое правительство. Таким образом, чтобы не одобрить насильственную акцию Северного Вьетнама, удалось избежать вмешательства ООН. Геноцид вновь не был ни предупрежден, ни наказан.
Данный состав преступлений был также включен в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1954 г. [3, ст.2 п.10] и затем и новый проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. [4, ст.17].
Актуальность темы возрастает еще и потому, что 1 июля 2002 года начал функционировать Международный Уголовный Суд, созданный для судебного расследования преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, и пришедший на смену судам ad hoc. Наконец начнет работать механизм, предусмотренный статьей VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года. Уже сейчас в суд поступают жалобы, которые будут выявлять проблемы квалификации преступления геноцида и наказания за него.
Ответственность за геноцид установлена сегодня и в национальном законодательстве большинства государств. В соответствии с этим они привлекают к ответственности за совершение данного преступления.
Исключением не является и наше государство. За годы после обретения независимости Республикой Казахстан в рамках различных международных и региональных организаций был принят целый ряд деклараций, конвенций и соглашений, касающихся борьбы с преступностью, в том числе с преступлениями, имеющими международный характер. 29 июня 1998 года Республикой Казахстан была ратифицирована Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.). В Уголовном кодексе Республики Казахстан (ст.160 УК РК) так же закреплены положения о составе преступления геноцида и ответственности за него.....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XVвв


Актуальность темы. Казахи исповедуют ислам в течение тысячи лет. Если тюрко-язычные протоказахские племена Казахстана начали в массовой форме обращаться в мусульманскую веру во второй половине 10 века, то к 14 веку ислам завоевал господствующие позиции в Великой Степи – Дешт-и Кыпчаке. С этого времени мусульманство суннитского толка стало неотъемлемой частью этнической идентичности его населения.
Нет никаких сомнений в цивилизационном воздействии ислама в средние века на христианскую Европу, Индию, Персию. Тюркские народы в этом отношении не были исключением. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.
Утверждение же ислама на территории Казахстана у основной массы тюркских кочевников неразрывно связано с завоеванием монголами Дешт-и Кыпчака и образованием на его территории ряда монгольских государств – Золотой Орды, Ак Орды и др.[1; 55].
В советской историографии образ этих государств представлялся в виде образа завоевателей, уничтожавших всё на своем пути, не делавших пощады никому. Сложился общий для всей советской исторической науки стереотип о том, что этими государствами беспощадно уничтожались города, вместе с их населением. Но новейшие данные археологических раскопок дают нам противоположную информацию: кочевой образ не исключал оседлости некоторой части населения, лишившиеся по тем или иным причинам скота. Так было в Дешт-и Кипчаке до монголов. Но после образования Золотой Орды и особенно после утверждения сильной центральной власти кочевники в массовом масштабе переходят к городской оседлости, становятся жителями новых бурно развивающихся городов. К оседлости переходит не только обедневшая часть кочевников, но и богатая, знатная часть номадов.
Более того, по мере укрепления торгово-экономических связей и усиления центральной власти наблюдается увеличение числа городов и расцвет ремесла. Характерной чертой городской жизни Золотой Орды была тенденция к переносу городских столиц и строительство новых городов. В Золотой Орде начинает быстро расти новая столица. Многие города, судя по монетам, получают в какой-то период к своим названиям эпитет «Новый», что, по-видимому, связано с новым городским строительством [1; 67].
С развитием городов и оседло-земледельческой культуры Степи и связана материальная и духовная культура народов Золотой Орды, которая восходит в своем генезисе к древнетюркской цивилизации и является своеобразным синтезом древних кочевых традиций «степной» культуры с городской. С принятием ислама Золотой Ордой развитие культуры выходит в сферу господствовавших на мусульманском Востоке философско-эстетических воззрений, отражает влияние художественного стиля воплощенного в мусульманском искусстве. Ислам выдвигал идейно-эстетические задачи, связанные со становлением и развитием феодализма культуры, укрепляя ее систему, идеологию, приобщая народы к ирано-арабской культуре, являющейся в эпоху формирования средневекового общества наиболее передовой. На мусульманский Восток были устремлены идеалы кыпчакского, а позднее и монгольского общества. Такая духовная ориентация, обусловленная широкими политическими, торговыми и др. связями способствовала развитию монгольского и местного населения в русле универсальной мусульманской культуры.
В целом роль ислама в истории и культуре казахского народа можно свести к двум главным аспектам. С одной стороны, придя на смену деградировавшим архаическим культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу. Особенно в суфийской интерпретации эта религия оказала влияние на формирование лучших черт национального характера. С другой стороны, «облучение» исламом было целесообразно для борьбы народа за культурное самовыживание в перипетиях истории – в условиях постоянного давления на него могущественных народов-соседей, представлявших дальневосточную и христианскую традиции-цивилизации.
К сожалению, в современном мире весьма живучи предрассудки в отношении ислама, возникшие как результат христианоцентристского мировоззрения, многовекового исторического противостояния Востока и Запада. История ислама, пожалуй, как ни одной другой религии, часто выступала объектом фальсификации и конъюнктурной политики. Использование ислама экстремистами в политической борьбе в ряде стран Востока также мешает видению гуманистического содержания, культуротворческих и интеграционных возможностей и положительных заслуг этой религии в истории человечества.
Для русских и советских трактовок рассматриваемой проблемы характерны противопоставление кочевничества и ислама, идеализация домусульманской старины (шаманизма), положения о примитивности и реакционности мусульманской религии, навязывания её народам силой, о религиозной индифферентности казахов, якобы массовом неприятии ими ислама, о классовой сущности ислама, использования его в своих целях «эксплуататорами». В целом, установка была на всяческое принижение роли ислама в истории, этническом и духовно-культурном развитии народа.
Проблема «казахи и ислам» -- одно из «белых пятен» отечественной историографии и культурологии. Без разработки данной проблемы останутся не высвеченными многие аспекты истории, культуры, политического и этнического развития и, в целом, сущность национальной традиции.
Хронологические рамки нашей работы диктуются самим историческим процессом, в том числе и процессом духовного развития населения Великой Степи, связанным в этот период с монгольским нашествием, начавшимся в 1218 году (закончилось это завоевание в 1224 году, когда Чингисхан с южно-русских степей вернулся через территорию современного Казахстана в родные монгольские земли, подчинив весь Дешт-и Кыпчак), а также со всем монгольским периодом в истории Казахстана, закончившимся в 15 веке с началом формирования и образования Казахского ханства, и оставившем значительный след в духовной культуре казахов. Таким образом, хронологически наша работа охватывает период с начала 13 до середины 15 века.
Цель работы. Настоящая работа преследует цель историко-культурологического исследования предпосылок, закономерностей и итогов исламизации Казахстана, как основы духовной культуры населения всего Дешт-и Кыпчака периода 13-15 веков, через взаимодействие и взаимовлияние оседлого населения городов и кочевых племён степей.....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Кризис в Золотой Орде и обособление и оброзование новых тюркских государств

Актуальность темы. Общность исторических судеб евразийского сообщества имеет глубокие корни, уходящие к временам существовавшего в 13-16 веках могущественного государства – Золотой Орды. Это нынешнее сообщество в какой то мере может рассматриватся как аналог Золотой Орды, поскольку они охватывают разные народы и на, примерно, в тех же границах. Общность его - это прежде всего историческое, геополитическое единство народов, населяющих регион.
Укрепление этого единства, особенно после 1991г. – после обретения независимости странами СНГ, в том числе и Казахстаном, расширения новых возможностей представляется отвечающим актуальным и потенциальным задачам совместного развития. Полномасштабное вхождение в систему международных отношений становится эффективным при интегрированных усилиях молодых республик в преодолении любого рода разногласий.
В поиске путей сближения этих стран наряду с политиками большую роль призвана сыграть научная, интеллектуальная общественность, используя весь багаж накопленных знаний. Современное состояние казахстанской исторической науки и характер проблем, стоящих перед ним, связаны с кардинально изменившимся пониманием сущности и задач отечественной истории и с выработкой новых методологических подходов. В связи с этим наша рассматриваемая тема о распаде Золотой Орды и возникновении новых тюркских государств приобретая необходимость охвата новых аспектов, является актуальной.
Долгое время в мировой истории считалось, что Русь, затем Россия есть наследница Золотой Орды. В тот период, когда все эти тюркские государства находились под властью Российской империи, потом Советского Союза речи о том, что они являются наследниками такой могущественной страны, как Золотая Орда и быть не могло. Поэтому тюркские государства, в частности история приемственности структуры Золотой Орды Казахстаном не освещалась и не исследовалась. Исходя из этого, многие труды ученых посвящены связям Золотой Орды и образовавшимся благодаря ее защите единой Руси. Поэтому актуальность ее заключается в введении в научный оборот новых подходов в исследовании данной проблемы, с появлением интереса к позднесредневековому этапу истории Казахстана. И актуальность ее обьясняется необходимостью более широко исследовать все аспекты. Теперь у независимого Казахстана есть все основания и возможности ставить эту проблему на ведущее место.
Действительно, Казахское ханство, образованное естественным путем, на развалинах Золотой Орды очень много вобрала в себя, в структуре государственного управления, в политике из опыта золотоордынского государства. И имеет право считаться полноправным приемником Золотой Орды. Это подтверждается закономерным процессом исторического развития.
Источниковая база выпускной работы. Для изучения вышеназванных проблем необходимо рассмотреть источниковедческую базу исследования, привлечение источников, их систематизация, классификация и анализ. Исследование истории позднесредневекогого Казахстана базируется, главным образом, на материалах письменных источников, созданных мусульманскими и русскими авторами. Среди источников служащих изучению истории Золотой Орды и тюркских народов особое место занимает араба-персо-тюркоязычные нарративные сочинения. Их значение в изучении истории казахов вряд ли может быть переоценено. Любой труд, предпринятый без привлечения этих рукописей, не будет полноценным, не сможет воссоздать непрерывный хронологической канвы исторического пути, пройденного казахами - одним из крупных тюркских народов: останутся в тени значительные отрезки истории этих народов, не могут быть прослежены некоторые аспекты их истории 14-17 веков.
По данной теме представлен очень широкий круг источников. Чтобы легче было ориентироваться в этом море источников была сделана систематизация, классификация по некоторым параметрам. Первым параметром является язык их написания, по нему они делятся на арабские, персидские, тюркские и русские. К арабским источникам относятся: сочинения ибн Халдуна и ибн Арабшаха(15в.). Они содержатся в 1-томе «Сборника материалов относящихся к истории Золотой Орды», (далее СМИЗО) собранных В.Г.Тизенгаузеном и освещают, в основном, 13-14 века.
К персидским относятся: «Зафар-наме» («Книга побед») Низам-ад-дина Шами и Шереф-ад-дина Йезди, «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» («Аноним Искендера») Муин-ад-дина Натанзи, « Матла ас-са дайн ва маджма аль-бахрайн» Абд ар-Раззака Самарканди, «Тарихи Рашиди» Мухаммеда Хайдара дулати, «Шайбани-наме» Камл-ад-дина Бинаи, «Фатх-нмае» муллы Шади, «Михман-наме-ий Бухара» («Записки Бухарского гостя») ибн Рузбихана Исфахани, «Бахр аль-асрар фи манакиб аль-ахиар» Махмуда ибн Вали.
К тюркоязычным сочинениям относим: «Зубдат аль-асар» («Сливки летописей» Абдоллаха Балхи, «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи, «Таварих-и гузида-ий нусрат-наме» анонимного автора, «Жами ат-таварих» («Сборник летописей» Кадыргали Жалаира и «Генеология тюрков» Абулгази. Они собраны во 2-м томе СМИЗО, в «Материалах по истории Казахских ханств» (далее МИКХ), составленного К.А.Пищулиной, А.А.Ибрагимовым, Н.Н.Мингуловым, В.П.Юдиным, в «Письменных источниках по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в 13-18 веках» М.Х.Абусеитовой и Ю.Г.Барановой и в сборнике «Прошлое Казахстана в письменных источниках» Б.Б.Ирмуханова.
Русские летописи периода подчинения русских земель Золотой Орде зафиксировали многие стороны взаимоотношений русских князей с ордынскими властями. Они: Никоновская/1/, Рогожская/2/, Симеоновская, Ермолинская, Воскресенская, Казанская, Сибирская, Рязанская летописи. Летописи эти собраны в «Полном собрании русских летописей» (далее ПСРЛ).
Вот таким образом мы расположили источники по языковому параметру. Теперь же, возвышения и падения династии волновали современников и заставляли их отображать пережитое в своих трудах. Претенденты на власть пытались использовать эти творения в интересах своих групп, в целях своей борьбы. Бывало что они являлись прямыми инициаторами написания сочинений утверждающих законность их власти и восхваляющих их деяния.
Будучи приверженцем или противником участвующей в междоусобице феодальной группировки, автор невольно или сознательно отражал в своем произведении определенные симпатии или антипатии в результате чего круг мусльманских источников распадается на несколько групп по параметру политической ориентации: шайбанидские, тимуридские и чагатаидские.
К источникам шайбанидского круга относятся: «Таврих-и гузида-ий нусрат-наме», «Фатх-наме», «Михман-наме и Бухара», «Шайбани-наме», «Зубдат аль-асар», «Тарих-и Абу-л Хайр-хани». К тимуридскому кругу – «Зафар-наме и «Аноним Искендера». К чагатаидскому кругу – «Тарихи Рашиди». Некоторые сочинения были написаны в более позднее время для аштраханидов, это «Бахр аль-асрар» А «Сборник летописей» Кадыргали Жалаира было написано для Бориса Годунова. ....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Политические репрессии в Казахстане 1956-1953 гг

Актуальность темы: Известному философу Карлу Ясперсу принадлежат слова: «Настоящее совершается но основе исторического прошлого воздействие которого мы ощущаем в себе»
И. действительно, чтобы по-настоящему осмыслить происходящие сегодня события, важно загляенуть в прошлое, заново изучить истоки многих исторических сюжетов, в том числе и трагических, извлечь позитивные уроки, чтобы предотвратить повторение драматических событий в сегодняшней жизни наших соотечественников.
Одной из актуальных как научном, так и в общественном отношении проблем новейшей истории Казахстане является исследование политики массовых политических репрессий в 1937-1938 гг. Этот период, условно названный в официальной историографии термином «ежовщина», существенно отличался от предыдущих и последующих размахом репрессивных акции советского государства против своего народа и значительным ужесточением карательной политики. Так, в сравнении с 1936 г. (136 тыс. чел. ) число арестованных в СССР в 1937 году увеличилось в 7 раз (937 тыс.чел.)
В Казахстане репрессии в рассматриваемый период имели столь же широкомасштабный характер, как и по всей стране. Начиная с 1920-х и кончая 1950-ми годами, в республике по политическим мотивам были осуждены 103 тысячи человек /по последним данным, приведенным М.К.Козыбаевым на презентация второго выпуска «Книги скорби – Азалы кiтап» в апреле 1999 года, это цифра составила 116 тыс чел.
В целом, по республике только за вторую половину 1937 г. со времени выполнения приказа № 00447 от 30 августа 1937 г. о начале с 5 августа операции по массовому репрессированию ряда категорий лиц (антисоветских элементов) было подвергнуто репрессиям 22804 человек.
Актуальность рассмотрения данной проблемы также связана с необходимостью рассмотрения причинно - следственных связей политики репрессий с общей ситуацией в стране и республике, выявлением объективных и субъективных факторов перерастания избирательного террора против отдельных лиц в тотальный. Чтобы ответить на отдельные малоизученные вопросы этого периода, необходимо выработать и применить новые подходы, новые методики получения информации и ее обработки, включить в научный оборот ранее невостребованные комплексы источников. В частности, применение современных информационных технологий и метод математико-статистического анализа данных документального материала, хранящегося в архиве Комитета Национальной безопасности Республики Казахстан и недоступного до сих пор широкому кругу историков, позволяет выйти на конкретно-историческое исследование социального облика репрессированных в годы «большого террора» , раскрыть социально-демографические и политические характеристики различных слов населения, подвергшихся обструкции со стороны государства, детализировать логику действия механизма репрессий против так называемых антисоветских социально-опасных элементов.
Важно отметить, что отечественной историографией выработан общий концептуальный подход к решению проблемы репрессий в Казахстане, сейчас представляется крайне актуальным детально, научно аргументированные исследование отдельных его периодов, в частности, проблемы массовых политических репрессий 1937-1938 гг. не столько за счет роста качественна новой исторической базы и повышения ее информационной отдачи за счет обогащения методики и техники исследования.
Академик М.К.Козыбаев в своему докладе на юбилейной сессии Академии наук РК, посвященной Году народного единство ее национальной истории 11998г. отличал, что сегодня «…достаточно основательно изучены в казахстанской историографии трагические события, связанные с силовой коллективизаций, раскулачиванием, политическими репрессиями, голодом 1923-19333 гг., разрушением пастблизно -кочевого хозяйственного комплекса и всей традиционной структуры. Но и здесь исследования сдерживаются дефицитом документального материала. Без существенного расширения источниковой базы историкам трудно выйти на адекватное уточнения таких вопросов, как численность жертв политических репрессий или голода в годы коллективизации. Поэтому не случайно историки-демографы демонстрируют уже столько лет почти взаимоисключающее разночтения по этим проблемам».
Данное высказывание касается в полной мере и периода массовых политических репрессий 1937-1938 гг. в Казахстане, где имеется немало неизученных исторических явлений и процессов, ибо, как подчеркивал Президент РК Н.А.Назарбаев и о тех трагических и крабовых днях в истории народа молчали как в дни сталинского режима, так ив годы разоблачения культа личности, молчали и в годы стагнации. Пытаются забыть об этом и сегодня любители приукрасить недавнее прошлое, но забывать значит предать память миллионов жертв кровавого режима....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Политика правительства «Левого блока» во Франции (1918-1924 гг.)

Актуальность темы исследования. Перевод различных по характеру документов на русский язык и печать источников по новейшему периоду Франции в конце XX века в России вызвал интерес к процессу пребывания у власти политических партий, их основным чертам и особенностям. Это послужило началом разработки данной проблемы – изучение рычагов, на которые опираются политические партии для своего пребывания у власти, проблема, которой все большее внимание уделяют современные исследователи. Во многом это связано с растущим осознанием того, что власть является неотъемлемым атрибутом инфраструктуры человеческих отношений. В истории было много примеров прихода и упадка мощи и влияния политических партий, как правительственных, так и «левых», то есть оппозиционных.
На исходе XX столетия усилился научный интерес к идейно-политическим ценностям, выработанным мировым сообществом. Одной из стран-носительниц либерально-демократической модели политической культуры по праву является Франция, среди первых провозгласившая республиканские идеалы.
Известный французский историк М. Винок отметил, что для того, чтобы понять политическую жизнь Франции, нужно обратиться к истокам ее истории. Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, по меткому определению другого авторитетного французского историка С. Берстайна, "старейшиной" французских политических партий", как раз стояла у истоков французской демократии[1, 29].
В общественном мнении Франции прочно утвердилось представление о том, что радикалы - это, прежде всего ярые антиклерикалы начала XX в., немало способствовавшие созданию светской республики. Они зарекомендовали себя принципиальными сторонниками парламентской республики, активно защищая ее институты в конце XIX - первой половине XX в. Они внесли свой собственный вклад в идейное наследие французской республики. Доктрина солидаризма, сформулированная одним из лидеров радикализма Л. Буржуа в конце XIX в., служит неотъемлемой частью французской политической культуры, придавая специфику французскому либерализму, и продолжает привлекать внимание исследователей. Французская республиканская модель во многом опирается на упомянутые принципы. Поэтому и поныне не потеряли актуальности слова французского политолога М. Дюверже о том, что "понять радикалов - значит постигнуть сущность французской политической жизни" [1,30].
В российской историографии признается уникальность французских радикалов и отмечается, что "нигде за пределами этой страны не было аналогичной партии" [2, 138] Однако до сих пор рассматривалась лишь ее политическая деятельность, причем через призму классовой борьбы [3,120] Отсюда - и неполные, а зачастую и неверные оценки французского радикализма. К последним относится утверждение о том, что партия радикалов "создана для обмана народа буржуазией... Именно эта партия стала для буржуазии рычагом влияния на рабочий класс и крестьянство... руководство в ней всегда принадлежало выразителям интересов крупной буржуазии" [4,155-156]. За пределами исследований отечественных авторов остались идейные истоки и место идеологии радикализма, ставшей позднее "философией III Республики" [1,32], в системе ценностей французской модели либерализма. Они служат живительной силой, которая не дает радикалам угаснуть и окончательно исчезнуть с политической арены страны в течение последних ста лет.
В свою очередь структура власти и ее генезис непосредственны и для нашей Республики Казахстан. В данной выпускной работе мы будем рассматривать послевоенный период и это также относительно нас с вами, ведь на тот момент Казахстан был в составе СССР. Те политические институты, функционировавшие в СССР, были и у нас. В свою очередь СССР влияла на многие страны. Ниже мы будем рассматривать как это произошло и что это привнесло собой.
Эти обстоятельства ставят перед нами следующую цель данной выпускной работы: опираясь на изучение и анализ доступных нам источников и исследований, рассмотреть период правления Левого блока во Франции, на основании чего мы можем определить рычаги власти, на которые опирается любая политическая партия для своего восхождения и преобладания во властных структурах.
Обозначенная нами цель ставит следующие задачи выпускной работы:
1. Охарактеризовать социально-политическое положение Франции после Первой мировой войны, посредством чего мы определим какова была «почва» к приходу новой силы.
2. Рассмотреть каким образом Левый блок победил на выборах и посредством чего удерживался у власти.
3. Проследить ведение не только во внутренней политике, но и во внешней, что также оказало значительное влияние для данной политической силы.
Степень изученности темы. Внимание франковедения привлекала история партии радикалов периода III Республики. Одним из исследователей является В.П. Смирнов «Новейшая история Франции», где излагаются основные события с 1918 по 1975 гг.[5]. Особое внимание уделяется взаимоотношениям Франции с СССР, события которые также относятся ко времени пребывания у власти Левого блока. Автор дает ссылки на источники, которые мы также использовали при написании выпускной работы.
Б.М. Меерсон, Д.В.Прокудин «Лекции по истории Западной цивилизации»[6]. Данный материал получен через базу данных в электронной библиотеке. В этом материале мы ознакомились со сведениями об отношении коммунистической партии Франции к социал-радикалам и Левому блоку. Коммунистическая партия не принимала и не была на стороне Левого блока в связи с определенными причинами, главная из которых – «Левый блок не сможет притворить все те обещания, которые были представлены в их программе». ....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық

Политические репрессии в Казахстане 1956-1953 гг

Актуальность темы: Известному философу Карлу Ясперсу принадлежат слова: «Настоящее совершается но основе исторического прошлого воздействие которого мы ощущаем в себе»
И. действительно, чтобы по-настоящему осмыслить происходящие сегодня события, важно загляенуть в прошлое, заново изучить истоки многих исторических сюжетов, в том числе и трагических, извлечь позитивные уроки, чтобы предотвратить повторение драматических событий в сегодняшней жизни наших соотечественников.
Одной из актуальных как научном, так и в общественном отношении проблем новейшей истории Казахстане является исследование политики массовых политических репрессий в 1937-1938 гг. Этот период, условно названный в официальной историографии термином «ежовщина», существенно отличался от предыдущих и последующих размахом репрессивных акции советского государства против своего народа и значительным ужесточением карательной политики. Так, в сравнении с 1936 г. (136 тыс. чел. ) число арестованных в СССР в 1937 году увеличилось в 7 раз (937 тыс.чел.)
В Казахстане репрессии в рассматриваемый период имели столь же широкомасштабный характер, как и по всей стране. Начиная с 1920-х и кончая 1950-ми годами, в республике по политическим мотивам были осуждены 103 тысячи человек /по последним данным, приведенным М.К.Козыбаевым на презентация второго выпуска «Книги скорби – Азалы кiтап» в апреле 1999 года, это цифра составила 116 тыс чел.
В целом, по республике только за вторую половину 1937 г. со времени выполнения приказа № 00447 от 30 августа 1937 г. о начале с 5 августа операции по массовому репрессированию ряда категорий лиц (антисоветских элементов) было подвергнуто репрессиям 22804 человек.
Актуальность рассмотрения данной проблемы также связана с необходимостью рассмотрения причинно - следственных связей политики репрессий с общей ситуацией в стране и республике, выявлением объективных и субъективных факторов перерастания избирательного террора против отдельных лиц в тотальный. Чтобы ответить на отдельные малоизученные вопросы этого периода, необходимо выработать и применить новые подходы, новые методики получения информации и ее обработки, включить в научный оборот ранее невостребованные комплексы источников. В частности, применение современных информационных технологий и метод математико-статистического анализа данных документального материала, хранящегося в архиве Комитета Национальной безопасности Республики Казахстан и недоступного до сих пор широкому кругу историков, позволяет выйти на конкретно-историческое исследование социального облика репрессированных в годы «большого террора» , раскрыть социально-демографические и политические характеристики различных слов населения, подвергшихся обструкции со стороны государства, детализировать логику действия механизма репрессий против так называемых антисоветских социально-опасных элементов.
Важно отметить, что отечественной историографией выработан общий концептуальный подход к решению проблемы репрессий в Казахстане, сейчас представляется крайне актуальным детально, научно аргументированные исследование отдельных его периодов, в частности, проблемы массовых политических репрессий 1937-1938 гг. не столько за счет роста качественна новой исторической базы и повышения ее информационной отдачи за счет обогащения методики и техники исследования.
Академик М.К.Козыбаев в своему докладе на юбилейной сессии Академии наук РК, посвященной Году народного единство ее национальной истории 11998г. отличал, что сегодня «…достаточно основательно изучены в казахстанской историографии трагические события, связанные с силовой коллективизаций, раскулачиванием, политическими репрессиями, голодом 1923-19333 гг., разрушением пастблизно -кочевого хозяйственного комплекса и всей традиционной структуры. Но и здесь исследования сдерживаются дефицитом документального материала. Без существенного расширения источниковой базы историкам трудно выйти на адекватное уточнения таких вопросов, как численность жертв политических репрессий или голода в годы коллективизации. Поэтому не случайно историки-демографы демонстрируют уже столько лет почти взаимоисключающее разночтения по этим проблемам».
Данное высказывание касается в полной мере и периода массовых политических репрессий 1937-1938 гг. в Казахстане, где имеется немало неизученных исторических явлений и процессов, ибо, как подчеркивал Президент РК Н.А.Назарбаев и о тех трагических и крабовых днях в истории народа молчали как в дни сталинского режима, так ив годы разоблачения культа личности, молчали и в годы стагнации. Пытаются забыть об этом и сегодня любители приукрасить недавнее прошлое, но забывать значит предать память миллионов жертв кровавого режима. ....
Дипломная работа (бесплатно)
Толық