Курсовая работа: Карлукское государство

Курсовая работа: Карлукское государство

Содержание
ВВЕДИНИЕ…………………………………………………………………3
КАРЛУКИ…………………………………………………………………..4
ТЮРГЕШИ…………………………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………14

ВВЕДЕНИЕ
История казахского народа и его предков - органичная составная часть всемирной истории. Уходит своими корнями в седую древность.
Новая пора в истории Казахстана начала I тысячелетия нашей эры - это история прежде всего карлуков и киргизцев.
В этом аспекте цель данной работы можно определить как рассмотрение и анализ вопросов, связанных с историей появления, расселения, развития карлукской и киргизской государственности и влияния карлуков на формирование казахской народности и становления казахской государственности.
КАРЛУКСКОЕ ГОСУДАРСТВО (756—740 ГГ.)
Первые сведения о карлуках известных под именем булак относится к V в. Название «уч карлук» (три племени карлуков) древние тюркские рунические памятники распространяли на сильный Союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем, и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII в. в состав карлужского объединения входили три крупных племени — булак, чигилы, себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтсабар.
В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен — карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть Восточных тюрков. На короткое время возвысились басудлы — их вождь стал каганом. Глава карлуков и представлись уйгурами получили звание ябгу. Однако в 744 году басмылы были разгромлены объединеными силами уйгуров и карлуков. В Центральной Азии возникло новое государство — уйгурский каганат, (744—841). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь Карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремле¬ние к самостоятельности привело карлуков у. тому, что они откололись от Уйгурского каганата.
В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и тюргешами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этого противоборства основная часть тюргешов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье.
В 760 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов — Таразом и Суябом. Под флагом карлуков образовалось ранне-феодальное государство. Карлуки про должали расширять границы. В 766—775 гг. одна ветвь карлуков захватили Кашгарию, а в конце VIII в. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану. На территории Жетысу сформировалось политическое объединение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источ¬никам, карлукское объединение IX—X вв. состояло и в многочисленных родоплеменных групп. Так, арабский шах ал Марна (XII в.) отмечает в составе карлуков девять племен. В карлукскую конфедерацию вошли кочевые н полукочевые-тюрко-язычные племена Жетысу и Южного Казахстана: чтили, питии, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. Состав карлуков не был этнические однородным, оно и включал ирано-язычных согдийцев, мифантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии
В VIII—X вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земельческих племен.
В VIII—X вв. карлукские племена обитали на обширной территории Казахстана от Джунгарского ханства до среднего притока Сырдарьи, вплоть до древнего города Отрар. По данным арабского географа Ибн Хаукля (X в.), требовалось около 3 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запала на восток.
Соперничество на востоке в конце VIII начале IX п. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии На запале карлуки повели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра; они активно поддерживали различные анти арабские выступления в начале IX в. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана (ныне ст. Луговая). В 812 они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков. вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20 тт. IX в. в Мавереннахре стала править местная династия Саманидов, находившаяся в номинальной зависимости от арабского халифа в Багдаде.
В 844 г. в истории казахстанской земли произошло знаменательное событие Иллйские киргизы положили конец уйгурскому каганату, вынудив уйгуров переселиться в Тарханский оазис н в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Биль Кинчь Кадырхан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вести войну против Саманидов. Наместник Самарканда, объявив свя¬щенную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. Саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Отлчак Кадыр-хан выдержал осалу, однако город пал, а население приняло ислам. Оглчак перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натиск Саманидов но и сами предпринимали походы против их государства. В Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, но вскоре оно было отбито.
Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб. Исфиджаб. Тараз, несмотря на все перипетии пполитической борьбы, оставались, как отмечают раннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабов владениями. Арабское завоевание наложило печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату территории на этнические и языковые процессы в ней.
Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и пполукочевого быта.
Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако ОСНОВНУЮ массу населения составляли рядовые общинники. которые нередко попадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукскои конфедерации.
Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, но и городскими центрами. Согласно «Худуд аль-алам», в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки. Атлалиг, Тузум, Балиг, Барсхан. Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как пункт культурных и духовных связей.
Карлукский каганат однако не обладал прочными экономическими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашкара. В 940 г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.
ТЮРГЕШИ (IX — НАЧ. XI ВВ.)
В результате борьбы в середине VIII в. за тюргешское наследие с карлуками значительная часть тюргешов покинула Жетысу (Семиречье) и ушла в предгорья и долину Чу. Здесь находилась их резиденция, называемая «Старая Гузня». В начале IX в. вожди тюргешов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаропеченежское объединение и захватили низовья Сырдарьи и степи Приаралья. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги.
Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в IX—X вв. тюргешского союза племени. В состав тюргешов вошел как древний (в основном тюркизированный этнический компонент долины Сырдарьи и аралокаспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так полукочевые и кочевые
роды и племена Жетысу и Сибири халаджи, джагра, чаруки, карлуки , имуры, бандуры, кай. Формирование тюргешской общности было сложным и длительным. первоначальное ядро тюргешской группировки формировалось в Жетысу. Однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнялось за счет кочевого и полуоседлого населения Западного Казахстана. Тюргешы делились на ряд племен со множеством родовых подразделенй. Согласно Махмуду Кашгари (1X в)., первоначально они состояли из 24 племен и делились на 2 фратри: бузуков и учуков Бузуки пользовались большими привилегиями. в каждую из этих групп входило 12 племен, делившихся в свою очередь, на 2 равные части. Тесные контакты тюргешов с соседними тюрко-язычными племенами и народностями - карлуками, печенегами. башкирами, кимеками способствовали все большему их сближению.
В конце 9 -нач.11 вв тюргешские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба.
Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном При Каспии. Границы тюргешких становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. Тюргешы граничили с оседлыми племенами землевладельческими областями Хорезма, Мавераннахром и Хорасаном. В X в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарин, а также степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юго-Восточные Каракумы и Приуральские Кзылкумы назывались тюргешской степью. Первые упоминания о государстве oгузов появляются в арабо-язычных историко-географических сочинениях IX — нач. X вв. Одно из наиболее ранних известий о ссуществовании у тюргешов своего государства содержится в сочинении аль-Якуби (1Хв). Свидетельство арабского географа интересно не только упоминанием тюргешов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения о племенах тюргешов IX—X вв. содержатся в ггеографическом труде ибн-аль-Фатиха (X в.), где сообщается, что тюргешы наряду с кимеками и тогузогузами являются "царями" (малик) и больше других почита¬ются у тюрок......


Полную версию материала можете скачать на сайте zharar.com через 20 секунд !!!

0 0


Комментарии для сайта Cackle