Формирование вторичной языковой личности при преподавании русского как второго

 Формирование вторичной языковой личности при преподавании русского как второго

Содержание
Введе-ние…………………………………………………………………………….3
1 Понятие вторичной языковой личности
1.1 Понятия «личность», «языковая личность», «вторичная языковая личность» ……………………………………………………………………………………….6
1.2 Толерантность как основа формирования вторичной языковой личности…………………………………………………………………………...18
2 Условия формирования вторичной языковой личности в процессе овладения русским как вторым языком…………………………...................25
2.1 Место концептов в формировании вторичной языковой личности………..31
2.2 Роль концептов в формировании языковой личности………………………32
2.3 Роль текста в формировании вторичной языковой лично-сти………………38
Заключение..................................................................................…………………53
Список используемой литературы..........................................................................

ПОНЯТИЕ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятия «личность», «языковая личность», «вторичная язы-ковая личность»

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремле-ний, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной си-стемы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упо-рядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
Личность рассматривается как система черт – относительно устойчи-вых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые за-печатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулиру-ющих выход ее поведения за пределы исходных планов.
Личность рассматривается и как субъект персонализации, то есть по-требности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
Психология, изучая человека, называет его по-разному, в зависимости о цели и аспекта этого изучения.
Если человек рассматривается просто как представитель человеческо-го рода, то используется термин индивид. Индивидом называют любого человека, новорожденного и взрослого, здорового и больного, независимо от его качеств и особенностей.
Когда индивид сознательно и целенаправленно выполняет определен-ную деятельность (умственную или физическую, теоретическую или прак-тическую), познает и преобразует в процессе этой деятельности окружаю-щий мир, то его уже называют субъектом.
Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не все-гда является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребенок манипулирует игрушками, то он еще не субъект этой деятельности, ибо это манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно. Учащийся, выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побужде-ний (по привычке подчиняться взрослым или в силу другого внешнего по-буждения), также не является подлинным субъектом этой учебной деятель-ности. Пока он лишь объект учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса.
Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целена-правленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он произво-дит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то со-бранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающе-му, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляет-ся во всем его существе.
Каждый человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способно-стями и т. д.). Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об индивидуальности человека.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работа-ет человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека.
Наконец, когда рассматривают человека как члена определенного об-щества, как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельно-сти, то говорят о его личности.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторо-го этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубин-штейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» (1) .
Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его миро-воззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное – в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть.
Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Лич-ность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Следовательно, учащийся является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, в какой он становится сознатель-ным субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности.
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве, не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам.
В настоящее время все больше внимания уделяется изучению ино-странных языков. Это, с одной стороны, развитие социальной ситуации, своего рода социальный заказ, так как в последнее время все больше нала-живаются социальные контакты. Но, с другой стороны, изучение ино-странного языка на данном этапе вызывает большие трудности для лично-сти учащегося, связанные с усвоением языкового материала. В связи с этим, учителя иностранных языков должны уделять больше внимания, как усвоению учебного материала, так и форме организации, в которой проис-ходит данное усвоение и формирование личности.
Например, самостоятельная работа является одной из эффективных форм организации учебной деятельности. Она оказывает большое воспита-тельное воздействие на личность.
Рассмотрев психологическое понятие личности и его применение в ме-тодике преподавания языка, остановимся подробнее на понятии «языковая личность».

Понятие «языковая личность»

В языкознании под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений; языковая компетенция, характери-зующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности. В современной лингвистической пара-дигме только осуществляются подходы к изучению языковой личности, всё чаще раздаются призывы изучать «человеческий фактор в языке». Основы исследования языковой личности заложены в трудах В.Гумбольдта, Г. Гердера, Бодуэна де Куртенэ, В.В.Виноградова, Ю.Н.Караулова, М.М.Бахтина. В.В.Виноградов шёл от анализа языка писателя к понима-нию языковой личности, осознавая, что за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка(2). Бодуэн де Куртенэ пришёл к идее языковой личности другим путём – от изучения психологии языка и речи. М.М.Бахтин к пониманию языковой личности пришел, исследуя идеи диа-лога культур(4). Учёный заявил о «языковой индивидуальности ученика», формировании индивидуального лица говорящего и пишущего человека», умеющего создавать и удерживать в письменной речи свою живую инди-видуальную интонацию. Современный учёный Ю.Н.Караулов в своей кни-ге «Русский язык и языковая личность» даёт исчерпывающее определение языковой личности:
«Языковая личность – вид полноценного представления лично-сти, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этнический и др. компоненты, преломленные через её язык, её дискурс» (5).
В лингводидактике языковая личность рассматривалась давно. В лингводидактическом представлении языковая личность имеет две особен-ности: во-первых, это понимание языковой личности как homo loquens во-обще, способность пользоваться языком – родовое свойство человека. Во-вторых, языковая личность есть национальная личность, следовательно, тесно связанная с национальной литературой и языком, продуктами наци-онального духа.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», говорил Вейнвальд Н.И., которая определяется как исто¬рия «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи»(6). Вообще, развитие лично¬сти как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных соци¬ально-политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Языковой личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной ра-боты. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и бо-гатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Лич-ностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Прежде, чем перейти к рассмотрению методического применения язы-ковой личности, остановимся подробнее на содержании этого термина. Сначала рассмотрим понятие языковой личности, заимствованное из пси-хологии.
Языковой личностью называют комплекс дифференцирующих при-знаков конкретного носителя языка (как коллективного, так и индивиду-ального), тогда как языковая модель человека набор не только дифферен-цирующих признаков, но и энциклопедических сведений.
Языковая личность – понятие, соотносящееся с экстралингвистиче-скими факторами (например, коммуникативная сеть), тогда как языковая модель человека погружена в язык и действительна только в пределах языка.
В своей монографии Ю.Н.Караулов предлагает новый подход к изу-чению языка. Тезис этот должен звучать так: «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю к человеку, к конкретной языковой личности». А при анали-зе языковой личности автор советует обратиться к определенному нацио-нальному языку, чтобы избежать беспочвенных рассуждений на данную тему, и сам рассматривает русскую языковую личность.
Обратимся к термину «языковая личность», введенному Ю.Н. Карау-ловым. «Языковая личность – многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам рече-вой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), а с другой – по уровням языка», то есть, «языковая личность есть личность, выражен-ная в языке (текстах) через язык, есть личность, реконструированная в ос-новных своих чертах на базе языковых средств». Процесс формирования личности приравнивается к процессу ее социализации во взаимосвязанной цепочке: человек говорящий – человек деятельный – человек духовный (5).
Проблема языковой личности, как указывает автор монографии, по-падала в поле зрения лингвистов и ранее, причем изучение ее предусмат-ривает три основных пути.
Первый путь ведет исследователя от психологии языка и речи, и этот психолингвистический аспект проблемы привлек внимание И.А.Бодуэна де Куртенэ. Языковая личность в его рассмотрении предстает вместилищем социально языковых форм и норм коллектива, отражая «языковое миро-воззрение» социальных групп. Современная психолингвистика в рамках данного направления сосредоточилась на механизмах порождения и вос-приятия речи, и затрагивает языковую личность лишь при рассмотрении вопросов взаимосвязи языка и мышления или происхождения языка.
Второй путь идет от закономерностей научения языку, и данный лингводидактический аспект научно обосновывался (7).
В частности, ученый писал о единстве родного языка и личности уче-ника и о совместном развитии как языковых, так и духовных его способно-стей. Современная лингводидактика представляет языковую личность как сложную многокомпонентную структуру, включающую в себя языковые способности, умения разных уровней в отвлечении от конкретных особен-ностей национального языка. Характерно, что основное внимание лингво-дидактики отдано синтетическим, всеобщим чертам языковой личности(7).
Третий путь от изучения языка художественной литературы (в широ-ком понимании) исследован в трудах В.В.Виноградова как на материале беллетристики, так и на материале ораторских речей. Именно здесь воз-можен полноценный анализ индивидуальной речевой структуры продукта творчества определенной языковой личности (2).
«Языковая личность» есть совокупность способностей и характери-стик человека, обусловливающих и восприятие им речевых произведений (текстов) которые различаются:
1) степенью структурно-языковой сложности;
2) глубиной и точностью отражения действительности;
3) определенной целевой направленностью отражения действитель-ности (5).
Выделенные Ю.Н. Карауловым 3 уровня в структурной модели язы-ковой личности (вербально-семантический («нулевой»), лингво-когнитивный (тезаурусный) – первый уровень, мотивационно-прагматический – второй уровень) соотносятся с тремя уровнями процес-сов восприятия и понимания. Соответственно мотивационному, тезаурус-ному и вербально-семантическому уровням языковой личности в схеме смыслового восприятия выделяют побуждающий, формирующий и реали-зующий уровни.
При изучении языковой личности Ю.Н.Караулов предлагает выдви-нуть на передний план интеллектуальные свойства человека. Обыденное нормальное знание языка ученый называет нулевым (семантическим) уровнем, подчеркивая, что именно он часто является объектом исследова-ния лингвистов.
Первый же (лингво-когнитивный) уровень изучения языковой лично-сти, по его мнению, основывается на «иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе».
Причем построение общеязыковой картины мира невозможно, так как иерархии смыслов и ценностей варьируются у разных языковых лично-стей при наличии некоей базовой языковой личности (формирующейся под воздействием среды, общества). «Таким образом, первый уровень изучения языковой личности, опирающийся, естественно, на достаточно представительную совокупность порожденных ею текстов необыденного содержания, предполагает вычленение и анализ переменной, вариативной части в ее картине мира, части, специфической для данной личности и неповторимой. Этого можно достичь при условии, что базовая, инвари-антная часть картины мира, единая и общая для целой эпохи, нам извест-на» (5).
Второй (мотивационный) уровень изучает мотивы и цели речевого поведения, определяющие, в конечном итоге иерархию ценностей данной языковой личности. Инвариантом здесь надо считать представления о смысле бытия, цели жизни человечества и человека как вида гомо сапиенс, тогда как переменную часть составят индивидуальные мотивы и цели. На этом уровне языковая личность как объект исследования сливается с лич-ностью в самом
общем, глобальном социально «психологическом смысле, что закономер-но, поскольку по определению языковая личность есть личность, выра-женная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных
своих чертах на базе языковых средств».
Инвариантная часть языковой личности исторична, и автор рассмат-ривает ее в свете национального характера. «Таким образом, наличие об-щерусского языкового типа (нулевой уровень структуры), базовой части общей для русских картины мира, или мировидения (1-й уровень), и устойчивого комплекса коммуникативных черт, определяющих нацио-нально «культурную мотивированность речевого поведения (2-й уровень), и позволяют говорить о русской языковой личности». Однако, отмечает он, трудно подобным образом классифицировать билингвов и полиглотов, особенно в случае равноправного двуязычия.....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» Су тасқынынан зардап шеккендерге қосымша тағы 553 мың теңге төленеді
» Елімізде TikTok желісі бұғатталуы мүмкін бе?
» Елімізде су тасқынынан зардап шеккендердің қандай мүліктеріне өтемақы төленеді?